После вторжения террористического движения ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года и жесткого военного ответа израильтян в мире заметно активизировались сторонники антисемитизма — этнической и религиозной нетерпимости к евреям. Например, в Лондоне было отмечено примерно шестикратное увеличение числа инцидентов и правонарушений на почте антисемитизма, в Германии дома граждан-евреев неизвестные начали метить звездой Давида. В государственных белорусских СМИ тоже появились откровенно антисемитские публикации вроде предложения взорвать термоядерную бомбу над Израилем. Откуда вообще взялся антисемитизм, к каким последствиям он приводил — и почему эта предубежденность так глубоко укоренилась во многих людях? Разбираемся.
Откуда взялся антисемитизм
Разумеется, нынешний всплеск антисемитских настроений не означает, что до 7 октября этого предубеждения к евреям нигде никто не испытывал. Есть люди, для которых антисемитизм — это часть их убеждений, элемент картины мира.
В повседневной жизни такой человек может вести себя почти нормально, ограничиваясь, например, критикой евреев на бытовом уровне или написанием постов с угрозами в адрес евреев или их организаций. Но потом его предубеждения и ненависть могут прорваться — как в случае с американцем Робертом Бауэрсом, который в октябре 2018 года застрелил 11 и ранил 6 человек в синагоге в Пенсильвании.
К сожалению, не обходит это явление стороной и Беларусь. Например, в июне должность генерального директора Национальной библиотеки Беларуси занял Вадим Гигин, которого МИД Израиля обоснованно обвинял в антисемитских заявлениях, и отрицании Холокоста. Здесь не лишним будет напомнить, что как раз антисемитизм является одним из неотъемлемых свойств нацистской идеологии.
Откуда же взялась эта устойчивая нетерпимость многих людей к евреям, которая известна уже на протяжении нескольких веков?
Антисемитизм (наряду с нацизмом, расизмом, гомофобией) — это частный случай ксенофобии, более широкого явления, которое заключается в неприязни ко всему, что воспринимается как чужеродное и странное. Большинство евреев веками существовало в отрыве от своей исторической родины в форме диаспор. Оставаясь этническим меньшинством, они тем не менее старались сохранить свои веру и культуру, соблюдали традиции. В некоторых странах евреев приняли радушно, и те подолгу жили в мире с соседями.
Но в других странах ксенофобия побеждала. Там евреи оказывались во все усиливающейся изоляции и считались чужаками. Похожим образом во многих местах реагировали и реагируют и на других переселенцев, которые упорно держатся за свои традиции. Например, на цыган.
Как и другие формы ксенофобии, антисемитизм «питается» предрассудками. «Энциклопедия Холокоста» называет две главные причины неприязненного отношения к евреям в средневековой Европе. Первая — религиозная. Приезжие крепко держались за свою веру, что могло не нравиться местным жителям. Например, многие христиане с подозрением относились к тому, что евреи отказывались признавать божественность Иисуса и видели в этом проявление высокомерия. В соответствии с одной из церковных трактовок евреев также обвиняли в убийстве Иисуса. На официальном уровне католическая церковь отказалась от мифа о евреях-богоубийцах только в 1965 году.
В этой же причине корни одного из самых ужасных антисемитских мифов — так называемого кровавого навета на евреев. Суть его заключается в том, что для еврейских обрядов якобы нужна кровь христиан, в том числе детей. При этом во внимание не берется то, что это противоречит основным положениям иудаизма: эта религия напрямую запрещает убийства, как и употребление в пищу крови (не только человека, но и животного).
Вторая причина — экономическая. Для евреев в средние века на юридическом уровне были закрыты многие профессии. Пытаясь найти доступную для себя нишу, часть эмигрантов с Ближнего Востока стала заниматься важной, но непопулярной работой ростовщиков, выдавая другим людям деньги под проценты — в том числе и христианскому большинству (ранняя церковь запрещала ведение такого греховного бизнеса). В результате естественная напряженность между кредиторами (обычно евреями) и должниками (обычно христианами) усилила противоречия между приезжим и коренным населением.
К тому же часто в долг у еврейских банкиров брали монархи и аристократы, что позволяло им вести войны и поддерживать роскошный образ жизни. И некоторые из них вместо того, чтобы платить по счетам, «обнуляли» свои долги перед евреями. А самих кредиторов могли даже изгнать из страны — разумеется, объясняя подобные действия населению провинностями самих евреев.
Экономический антисемитизм основан на распространении мифов и стереотипов о статусе, профессиональной деятельности и экономическом поведении евреев. Согласно им, евреи контролируют общество, целые государства, банки, корпорации, денежные потоки и экономику. Американский юрист и правозащитник Абрахам Фоксман, который родился в 1940 году в Барановичах, выделяет шесть главных мифов экономического антисемитизма:
- все евреи богаты;
- евреи скупы и жадны;
- могущественные и богатые евреи правят миром;
- иудаизм как религия делает упор на прибыль и обогащение;
- евреям разрешено обманывать неевреев;
- евреи используют свои богатство и власть во благо соплеменников.
Такая благодатная почва для ксенофобии дала впечатляющие всходы. В тяжелые времена евреев делали козлами отпущения за разные несчастья. Например, их обвиняли в появлении средневековой эпидемии чумы, которая унесла жизни, по разным оценкам, от 50 до 200 миллионов человек. А в XIX веке евреев начали обвинять в фундаментальных проблемах капиталистического общества — таких, как эксплуатация и маргинализация рабочих и коммерческие спекуляции.
Как и в случаях с другими конспирологическими теориями, антисемитизм активно использует взаимоисключающие тезисы. Так, в начале XX века идеи о евреях-эксплуататорах рабочего класса дополнились мифом о евреях-распространителях социалистических и коммунистических (то есть направленных на борьбу с капитализмом) идей. Он стал популярным после большевистского переворота в России в 1917 году из-за того, что многие его лидеры (вроде Льва Троцкого) были этническими евреями. Ярлык «еврейский большевизм» активно использовался в нацистской Германии для приравнивания евреев к коммунистам. И тех, и других нацисты обвиняли в нанесении предательского удара нации в спину в конце Первой мировой войны.
К чему приводит это явление
Средневековый антисемитизм был жестоким и прямолинейным.
К 1492 году объединители Испании Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский закончили Реконкисту — отвоевание Пиренейского полуострова у арабов. В историю правители вошли как «католические короли» и «спонсоры» первооткрывателя Америки Христофора Колумба. Реконкисту удалось завершить благодаря деньгам еврея Ицхака Абарабанеля — философа, комментатора Торы и казначея короля Фердинанда.
Завершив с триумфом изгнание ненавистных мавров, «католические короли» под напором инквизиции решили полностью очистить свои королевства от еретиков и иноверцев. В конце апреля 1492 года по всей стране разослали королевских глашатаев, которые поставили испанских евреев перед выбором: в течение двух месяцев покинуть страну либо принять христианство. За неповиновение полагалась смерть. Абарабанель пытался оспорить этот указ, но королевская чета уступила давлению Великого инквизитора Томаса де Торквемады и оставила его в силе.
Около 40 тысяч испанских евреев крестились, но большинство (более 100 тысяч) покинули страну, в который их предки жили еще со времен Римской империи. Уехал и сам бывший казначей, которому в порядке исключения Фердинанд и Изабелла разрешили остаться.
Часть испанских евреев перебралась в соседнюю Португалию — но всего через пять лет их и там поставили перед точно таким же выбором. В итоге некоторые из них стали основателями еврейских общин в Нидерландах и Бразилии. Другие перебрались в Северную Африку и образовали еврейские общины в Марокко, Алжире, Тунисе и Ливии. Еще за одной частью отправил флот османский султан Баязид II, который считал, что своим недальновидным решением христианские короли Испании избавились в его пользу от своего главного богатства. Из этой «османской» ветви развились многие еврейские общины Турции, Греции и Балканского полуострова в целом.
Изгнание из Испании было самым значительным и трагическим из всех еврейских изгнаний в Европе. Вообще же этот процесс начался еще в Х веке в Англии, продолжился многократными изгнаниями из Франции и Германии и в конце концов завершился примерно к XVII веку бегством значительной части европейского еврейства в Польшу и Великое княжество Литовское. Но и эта передышка оказалась по историческим меркам относительно недолгой.
В конце XVII — начале XIX веков после разделов Речи Посполитой и наполеоновских войн большинство местных евреев стали жителями Российской империи. Здесь антисемитизм оказался закреплен как на законодательном (например, в виде черты оседлости, за которой евреям запрещалось селиться), так и на бытовом уровнях.
Отчетливее всего российский вариант антисемитизма проявлялся в форме погромов. Это русское слово даже вошло в другие языки в значении «жестокое нападение местного населения на еврейские общины в Российской империи». Первым подобным событием принято считать антиеврейские беспорядки в Одессе в 1821 году. Но настоящая волна погромов накрыла Россию и ее владения в период между 1881 и 1917 годами. Пользуясь поддержкой властей и полиции, погромщики безнаказанно насиловали, убивали и грабили своих жертв. Между 1918 и 1920 годами погромы были обычным делом и на осколках развалившейся империи: в ходе гражданской войны здесь погибли десятки тысяч евреев.
Но и вне погромов антисемитизм со стороны местных жителей оставался постоянным спутником евреев Российской империи. 20 марта 1911 года на окраине Киева нашли зарезанным 13-летнего мальчика Андрея Ющинского. Через четыре месяца полиция арестовала 37-летнего отца пятерых детей еврея Менделя Бейлиса. Никаких доказательств его причастности к убийству не было — кроме антисемитского мифа о «кровавом навете», согласно которому евреи используют кровь христиан в ритуальных целях. Тем более как раз накануне процесса в России переиздали брошюру 1844 года «Разыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их». Нелепость выдвинутых против Менделя обвинений была понятна значительной части общества; в его защиту высказывались и именитые иностранцы — такие, как Томас Манн, Герберт Уэллс, Анатоль Франс, Артур Конан Дойль, Джейн Аддамс. В конце концов суд присяжных оправдал Бейлиса.
В других странах антисемитизм тоже становился причиной судебных преследований. Пожалуй, самым известным из них является дело Альфреда Дрейфуса — талантливого офицера и единственного еврея во французском генштабе первой половины 1890-х годов. В сентябре 1894 года французская разведка обнаружила утечку секретных документов, которые получал германский агент в Париже. На изменника мола указать препроводительная бумага к этим документам, написанная от руки. На основании некоторого сходства почерка, но главным образом из-за антиеврейской предвзятости руководство разведки обвинило в утечке Дрейфуса. Его арестовали и судили военным судом по обвинению в государственной измене. В декабре 1896 года суд под давлением военного министерства признал Дрейфуса виновным и приговорил к лишению чинов и званий и пожизненной ссылке на Чертов остров у побережья Французской Гвианы.
В марте того же года французская разведка, в которой недавно сменилось руководство, вышла на настоящего изменника, майора Шарля Эстерхази. Противникам пересмотра дела Дрейфуса удалось сместить с должности нового руководителя разведки Мари-Жоржа Пикара, но тот успел передать через друзей доказательства невиновности сосланного еврея в сенат. И даже после этого добиться пересмотра дела оказалось не просто. Во Франции того времени господствовали антиеврейские настроения, страну охватили антисемитские беспорядки и демонстрации. Представшего перед судом Эстерхази объявили жертвой еврейских происков, и в январе 1898 года суд оправдал его.
Такая неприкрытая предвзятость вызвала возмущение со стороны здравомыслящих граждан. Общество, политические партии и даже семьи во Франции раскололись на сторонников Дрейфуса — «дрейфусаров» и «антидрейфусаров». В августе 1898 года Эстерхази бежал в Лондон и там признался, что документ, на основании которого арестовали Дрейфуса, был написан его рукой. Несмотря на это, 9 сентября 1899 года при пересмотре дела военный суд снова признал бывшего офицера виновным — но приговорил его на этот раз «лишь» к 10 годам заключения (пять из которых он к тому времени уже отбыл). Через десять дней президент Франции Эмиль Лубе помиловал Дрейфуса, а в 1906 году тот смог доказать свою невиновность в суде.
Но, конечно, к самым страшным результатам антисемитизм приводит в тех случаях, когда он становится элементом государственной политики. В ходе Ливонской войны в XVI веке с централизованным антисемитизмом Московского государства столкнулись евреи Великого княжества Литовского, которых захватчики сжигали живьем, вешали и топили вместе с детьми, а тех, кто соглашался креститься, уводили в рабство.
А в XX веке антисемитизм оказался ключевым элементом государственной нацистской идеологии в Германии. С момента прихода Адольфа Гитлера к власти в 1933 году и до его разгрома в 1945 году нацисты успели убить около 6 миллионов европейских евреев, которых гитлеровские идеологи объявили виновниками бед Германии. Поначалу евреев свозили в гетто — части городов и поселков, где оккупанты заставляли их жить в тесноте и антисанитарных условиях. Характерными особенностями жизни в гетто были голод, свирепствовавшие болезни и насилие по отношению к узникам. В гетто погибли сотни тысяч евреев.
А с 1941 года расправы над евреями были поставлены на конвейер в чудовищных лагерях смерти. Примерно 3,5 миллиона убийств приходятся на шесть самых больших из них: Хелмно, Берлжец, Собибор, Треблинку, Аушвиц-Биркенау (Освенцим) и Майданек. Впрочем, многих евреев убивали и по месту жительства. В ходе массовых расправ в оккупированных городах и деревнях нацисты с помощью расстрелов и специально сконструированных «газвагенов» убили до 2 миллионов еврейских мужчин, женщин и детей.
Несмотря на то, что Холокост и связанные с ним события прекрасно задокументированы, в послевоенное время широко распространилась конспирологическая теория, известная как отрицание Холокоста. Согласно ней, уничтожение шести миллионов евреев в годы Второй мировой войны якобы не имело места. Также отрицатели утверждают, что у нацистов не было официальной политики или намерения истребить евреев, а камеры с отравляющим газом для массового убийства людей не существовали. Более «умеренные» отрицатели могут искажать факты Холокоста — например, утверждать, что цифра в шесть миллионов жертв очень сильно завышена или что евреев в концлагерях не убивали, а они умирали там сами от болезней и истощения.
Обычно отрицание Холокоста вызывается антисемитскими взглядами и ненавистью к евреям, хотя иногда обусловлено просто недостаточным знанием вопроса. В современном мире это явление стало одним из проявлений антисемитизма.
Интересно, что нынешняя вспышка антисемитизма выражается в том числе и через попытки скрыть либо отрицать жестокие убийства террористов ХАМАС в Израиле. Это явление приобрело такой масштаб, что правительство страны сравнивает их с феноменом отрицания Холокоста.
Еще одной формой современного антисемитизма стало возложение ответственности за Холокост на самих евреев. С этой целью распространяются, например, ничем не подтвержденные слухи о еврейском происхождении Гитлера и о том, что якобы самыми отъявленными антисемитами являются сами евреи. С подобным заявлением в мае 2022 года выступил, например, министр иностранных дел России Сергей Лавров. Тогда он в интервью итальянской телекомпании Mediaset пытался дать ответ на вопрос, как Россия может обвинять Украину в некоей «нацификации», если ее президент Владимир Зеленский — еврей.
Почему антисемитизм — это плохо, и как с ним пытаются бороться
В 1995 году знаменитый итальянский писатель, философ и историк Умберто Эко сформулировал свой знаменитый список из 14 общих свойств различных исторических форм фашизма. Ксенофобия во всех ее проявлениях занимает в нем очень важное место. Диктатуры фашистского типа для сплочения людей вокруг себя стремятся эксплуатировать и обострять неприязнь и агрессию ко всему, что как-то отличает, выделяет людей. Это может быть «неправильная» сексуальная ориентация, альтернативные политические взгляды, иная религия — и, конечно же, расовые или национальные особенности.
Ксенофобия и ее разновидность антисемитизм являются востребованными «рецептами» для диктаторов, у которых рано или поздно возникает необходимость в «сплочении нации» вокруг себя. Происками любых враждебных чужаков легко и удобно маскировать собственные просчеты в экономике, социальной политике — или, например, неудачи в войне.
С другой стороны, антисемитизм, который расцветает в диктатурах фашистского типа, даже после их падения оказывается своеобразным якорем, который тянет общество в диктаторское прошлое. Когда антисемитизм в демократической стране не остановлен и не осужден, сама демократия может оказаться под угрозой. Понимание этого существует в развитых демократических странах. Например, в Германии в 2018 году создали правительственную должность комиссара по борьбе с антисемитизмом.
К сожалению, занимающий этот пост Феликс Кляйн не сидит без работы — только в 2021 году в Германии было зафиксирован 3027 антисемитских преступлений (в основном в виде разжигания ненависти к евреям). А в октябре 2019 года антисемит во время религиозного праздника Йом-кипур напал на синагогу в немецком городе Галле, где убил двух человек. После атаки ХАМАС на Израиль немецкие власти решили придерживаться подхода «нулевой терпимости» к антисемитизму.
Ни один человек не становится одномоментно радикальным антисемитом, готовым убивать евреев в синагогах или строить газовые камеры. Но легче всего под влияние этих идей, которые часто навязывают диктатуры или террористы, попадают люди, заранее «обработанные» безобидными на первый взгляд формами бытового антисемитизма. Распространение при общении негативных стереотипов о евреях (как, впрочем, и о представителях любой другой национальности), шутки или подтрунивание над ними могут стать тем самым первым шажком в сторону трагедии.