В последние годы власти и пропагандисты как в Беларуси, так и в России очень часто используют два понятия — национализм и нацизм — как синонимы. Так, президент РФ Владимир Путин в своем ночном обращении перед началом вторжения в Украину назвал одной из целей «денацификацию» соседки, а зампред российского Совбеза Дмитрий Медведев характеризовал ее как «нацистское государство. При этом в сводках российского Минобороны украинские военнослужащие нередко фигурируют уже под названием «националисты». Александр Лукашенко тоже неоднократно рассказывал, как он спас Беларусь от национализма, и пугал белорусов некими «новоявленными нацистами». Объясняем, что означают эти два термина в реальности и в чем между ними разница (а она принципиальна).
В массовом сознании нередко можно услышать «народное» объяснение этих терминов — в частности, именно его на своем «открытом уроке» в 2022 году использовал Александр Лукашенко: «Если послушать меня, Путина, русских или белорусов — мы националисты. Вот [белорусский историк Игорь] Марзалюк раньше был [националистом] больше, сейчас — меньше. Сейчас уже я, наверное, в силу своего положения больше националист. Нормально, ребята. Националист — это тот, кто радеет за свое: суверенитет, независимость, за свой язык, культуру и прочее. Я — за. Нацист — это националист худшей закваски, который преувеличивает свою нацию: унижает, оскорбляет, вытирает ноги о других».
С этими описаниями двух идеологий в некоторой степени можно согласиться — если допустить, что имеется в виду их очень упрощенный вариант, уместный разве что для объяснения младшим школьникам. Отметим, что на том же «открытом уроке» Лукашенко вдруг начал утверждать, что фашизм — это крайняя форма проявления нацизма: «Это уже когда берут в руки оружие. Это уже фашисты». На самом же деле все наоборот — и именно нацизм (точнее, национал-социализм) обычно трактуется как радикальная форма фашизма.
Думаем, что вы уже окончательно запутались. Поэтому будем разбираться.
Что такое нацизм?
Термин «нацизм» — это сокращение: оригинальное немецкое слово Nationalsozialist («национал-социалист») уменьшили до nazi («наци»), а идеологию этих людей назвали «нацизмом». Кстати, аналогично в межвоенной Германии поступали и с социал-демократами, которых называли «соци». Нетрудно догадаться, что главным создателем нацизма был Адольф Гитлер и его соратники по партии НСДАП, которая появилась после Первой мировой войны на волне общественного шока от тяжелого поражения в этом конфликте. В 1933 году нацисты пришли к власти и вскоре превратили Германию в жесткую диктатуру, а нацизм стал официальной государственной идеологией.
В чем же заключалась суть национал-социализма? Это ксенофобская тоталитарная идеология, основанная на идеях расового и культурного превосходства одних народов («арийских» или «нордических» — заметим, что оба термина псевдонаучные) над другими («неарийскими»). Для нее характерно использование насилия, тотальной пропаганды, а также ставка не на интеллектуальную элиту, а на массы.
Важнейшая характеристика нацизма — радикальный антисемитизм (нетерпимость к евреям, их преследование и уничтожение). По словам Гитлера, «гениальность великого вождя состоит в том, чтобы заставить даже сильно разделенных своих противников выглядеть так, как если бы они принадлежали к одной категории. Если слабые и нерешительные характером люди признают, что врагов у них слишком много, это вызовет сомнения в собственной правоте».
Для немцев общего врага фюрер нашел именно в евреях, которых назначили виновниками поражения Германии в Первой мировой. Они стали отождествляться как с идеологическими врагами нацизма коммунистами, так и с неким космическим злом. Евреев при власти нацистов стали подвергать дискриминации — причем не по признаку религии, а по их «расе». Пиком этого процесса стала политика Холокоста, во время реализации которой немцы уничтожили 6 млн евреев, а также миллионы представителей других национальностей.
Еще одним неотъемлемым элементом нацизма считается подчеркивание выдающейся роли харизматического вождя-диктатора (в лице самого Гитлера), а также подчинение личности государству и стремление к физическому уничтожению всех, кого нацисты считают своими врагами.
Нацизм подчеркивает мнимое неравенство людей, право сильных управлять слабыми и жестко подавляет конкурирующие политические и социальные институты. Также он отвергает и объявляет своими врагами демократию, либерализм, верховенство закона и прав человека, продвигает философию жестокости. Для нацизма характерно использование аппарата террора с тайной полицией (гестапо) и концентрационными лагерями.
Важно, что на территории стран, ранее входивших в состав Советского Союза, все описанные выше характеристики часто соотносятся с другим термином — «фашизм». Словосочетание «фашистская Германия» известно большинству жителей экс-СССР с детства. Но это не совсем корректно. Есть мнение, что в первой половине прошлого века советская пропаганда закрепила термин «фашизм» и «фашисты» за немецкими нацистами, чтобы не пугать жителей своей страны национал-социализмом. Поскольку Советский Союз позиционировал себя именно как социалистическое государство, такие параллели были лишними. Из-за этой путаницы жители постсоветского пространства видели и до сих пор часто видят в фашизме именно масштабное государственное насилие, радикальную ксенофобию, антисемитизм и расовые теории, более характерные для нацизма.
В реальности у фашизма два определения. Первое — это праворадикальное политическое движение тоталитарного типа, которое находилось у власти в Италии с 1922 по 1943 год. Его лидером был Бенито Муссолини — бывший социалист, который пришел к мысли о том, что слабость созданной Марксом и Энгельсом идеологии заключается в интернационализме. Он выдвинул на первый план итальянский народ, однако, в отличие от нацизма, фашизм в Италии изначально не строился на противопоставлении этой нации каким-то другим социальным группам. Лишь позднее, после союза с Гитлером, в политике Муссолини стали проявляться расистские черты.
Второе определение фашизма — общественно-политическое движение и идеология, которая была распространена (но не обязательно доминировала) как в Италии, так и в других странах (например, Испании, Румынии или Бразилии). Иногда нацизм в Германии также называют разновидностью фашизма, однако ряд исследователей это оспаривает. Различные характеристики фашизма, которые — в интерпретации различных специалистов зачастую противоречили друг другу — мы разбирали в отдельном тексте.
И нацистская, и фашистская идеологии и их символика запрещены во многих странах мира — как и организации, исповедующие эти идеи и использующие символы.
Сколько человек погибло от нацизма?
Жертвами Второй мировой войны, безусловным виновником которой является Гитлер и идеология национал-социализма, стали от 40 до 50 млн человек. Среди них были и миллионы белорусов. Как отмечается на государственном сайте «Архивы Беларуси», в настоящее время некоторые исследователи считают, что «с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более миллионов жителей Беларуси, то есть не менее, чем каждый третий».
Самое высокое число погибших белорусов среди зарубежных историков называл белорусско-польский исследователь Николай Иванов (данные приводятся по работе Сергея Новикова «Беларусь у кантэксце германскай гістарыяграфіі гісторыі Другой сусветнай вайны»). Он писал как минимум о 3,4 миллиона погибших жителей. Другие зарубежные историки называли меньшие числа: обычно от 1,6 миллиона до 2,2 миллиона белорусов.
Что касается белорусских ученых, то доктор исторических наук Эммануил Иоффе писал, что итоговое число людских потерь БССР в годы войны составило 3 146 800 человек. Доктор исторических наук Алексей Литвин из Института истории Национальной академии наук Беларуси — один из наиболее авторитетных специалистов по этому периоду — не согласился с ним. Он считал, что «общая численность населения Беларуси, погибшего на ее территории, на фронтах, на принудительных работах в Германии, составляет примерно 1 млн 950 тысяч — 2 млн человек, что составляет примерно 25% довоенного населения». С ним солидарен и российский историк Вадим Эрлихман, называвший цифру в 2 млн 290 тысяч человек.
Что такое национализм?
Национализм — это идеология, согласно которой каждое государство должно объединять представителей какой-то группы людей (нации), и лояльность этому национальному государству должна занимать важное место в системе морально-этических координат человека. Благодаря распространению идей национализма появились очень многие современные страны — в том числе почти все восточноевропейские (и Беларусь тоже). Их обычно называют национальными.
До появления идеологии национализма люди подчинялись или могли проявлять свою лояльность городу-государству, конкретному феодалу, религиозной группе. Идеалом в те времена было не национальное, а универсальное мировое государство (примеры: Римская империя, Империя Карла Великого, Священная Римская империя).
Понятие «цивилизация» было четко связано с религией. Позднее, во времена эпохи Возрождения, образованные люди стали ориентироваться на древнегреческую и древнеримскую цивилизации как образцы для подражания в культуре и образовании. Начался рост интереса к истории различных народов и их культуре. Позже ориентиром для многих стала французская цивилизация, которая была признана во всей Европе (распространялись французская мода, архитектура, искусство, язык).
Лишь в конце XVIII века началось развитие национализма, ставившего во главу угла историю и культуру каждого отдельного народа. Первым мощным проявлением этой идеологии стала начавшаяся в 1789 году Великая французская революция, которая привела к свержению монархии и установлению в стране республики. Впервые было провозглашено, что все граждане государства равны между собой, а объединяет их не лояльность королю, а их нация.
Вскоре национализм проник в страны Латинской Америки, где, в частности, вызвал освободительные походы во главе с Симоном Боливаром. После этого он распространился в Центральную, а затем в Восточную и Юго-Восточную Европу, где проявился через возрождение национальных языков, а затем и борьбу различных народов за независимость. Недаром XIX век был назван «веком национализма» в Европе. В ХХ столетии эта идеология стала популярной в Азии и Африке, где также привела к борьбе народов за свои права.
С появлением национализма критерием определения цивилизации стала национальность. Именно отдельные нации (а не люди одной религии или подчиненные одного феодала) имели право на образование свих государств. Последние, в свою очередь, должны были включать в себя всех представителей «своей» национальности. Впервые был выдвинут принцип, что люди могут получать образование на своем родном языке — а не только на языках других «великих» цивилизаций современности или прошлого (это, в частности, вскоре привело к упадку латыни и уменьшению влияния французского языка).
До того как идеология национализма стала популярной, центром каждого государства считался монарх, с которым он отождествлялся. Теперь на этом месте оказалось национальное государство, которое должно было восприниматься как Отечество.
В Беларуси, в сравнении с большинством соседей, национальное движение начало развиваться позже. На это повлиял ряд причин (например, жестокое подавление восстаний и репрессии со стороны России). Поэтому развитие белорусского национализма ускорилось лишь в начале ХХ века, когда большинство соседей уже ушло далеко вперед. Но именно благодаря белорусским националистам (то есть сторонникам создания национального белорусского государства) в 1918 году была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики (во многом из-за тех событий коммунисты вынуждены были пойти и на провозглашение БССР).
По приведенным выше характеристикам видно, что определение нацизма как некоей крайней степени национализма, о чем говорил Лукашенко, выглядит не только упрощением, но и ошибкой. Национализм сам по себе не означает стремления к диктатуре, завоевательным войнам или идеям расового превосходства — а без этих составляющих немыслим нацизм. Созданные благодаря всплеску популярности идей национализма государства вполне могут оставаться демократическими и не склонными к территориальной экспансии, мирно сосуществуя с соседями.
Важно отметить, что различные исследователи выделяют множество видов национализма. Для нашего текста важны три из них:
- гражданский;
- этнический;
- крайний.
Гражданский (или либеральный, политический) национализм строится вокруг ценности гражданской нации (то есть решающую роль играет не этническая принадлежность человека, а его гражданство) и придерживается традиционных либеральных ценностей политической свободы, либеральной демократии, политического плюрализма, толерантности, терпимости, равенства и прав человека — на этих же принципах построено большинство современных демократических государств. Именно такой национализм был характерен для этапа его зарождения — например, для Франции эпохи революции, которую мы вспоминали выше. Во многом именно таким был и белорусский национализм начала XX века.
В свою очередь в этническом национализме на первый план выходят характеристики отдельного этноса: язык, общее вероисповедание и общее происхождение. Этот вид национализма в первую очередь опирается на эмоции людей, обращается к историческим традициям. Когда все эти тенденции усиливаются настолько, что представители других наций начинают восприниматься людьми второго сорта или врагами, а цели национального государства ставятся превыше целей отдельных граждан, можно говорить о крайнем национализме или ультранационализме. Это явление действительно опасно — именно оно лежит в основе фашистской, а также нацистской идеологии.
Упрощенно объясним на примере Беларуси. Если мы соглашаемся с тем, что все ее граждане имеют равные права вне зависимости от этнического происхождения (то есть и живущие в нашей стране русские, поляки, украинцы, евреи, армяне, татары и другие народы — а также новые приезжие, которые захотят стать гражданами Беларуси) и в равной степени должны принимать участие в строительстве государства, то поддерживаем идеологию гражданского национализма. Если считаем, что ключевую роль в Беларуси должны играть исключительно представители белорусского народа, а остальные жители страны должны перенимать его культуру и традиции, чтобы полноценно участвовать в управлении государством, то поддерживаем этнический национализм. Если же мы считаем, что небелорусы в Беларуси должны быть ограничены в правах или и вовсе должны исчезнуть с ее территории, то поддерживаем ультранационализм.
В русском языке термин «национализм» чаще всего отождествляют с двумя последними видами: этническим и — особенно — ультранационализмом. В этом случае он нередко становится синонимом таких слов как «шовинизм», «ксенофобия», «расизм». Однако, как мы обозначили выше, это неверно. К примеру, гражданский и — в некоторых случаях — этнический национализм не предполагают дискриминации других социальных групп в государстве.
Если возвращаться к высказываниям российской пропаганды об Украине, то слово «национализм» чаще всего употребляется политиками и сотрудниками провластных СМИ именно в таком искаженном значении. Кремль наверняка испугало пробуждение украинского самосознания, приведшее к политическому удалению этой страны от РФ. Но это никак не связано с нацизмом или крайним национализмом, обе эти идеологии не имеют широкой поддержки в украинском обществе — мы рассказывали об этом в отдельном тексте.
Аналогичная ситуация с Беларусью — власти употребляют его в негативном ключе, намекая на проявления ксенофобии и шовинизма, якобы существовавшие в нашей стране ранее. А еще, вероятно, пытаясь с помощью языковых манипуляций связать нынешние проявления гражданского национализма (в том числе протесты против властей) с идеологией нацизма, уничтожившей миллионы белорусов.
Всплеск национализма, в том числе этнического, — естественный процесс для общества, начинающего государственное строительство. Через него прошли почти все новообразованные страны. Другое дело, что в Беларуси этот всплеск в начале 1990-х годов носил достаточно ограниченный характер и проявился лишь в сфере культуры. Уже в 1994-м, когда к власти пришел Александр Лукашенко, начался откат назад. Национализм (в основном в его гражданской и отчасти этнической формах) пользовался относительной государственной поддержкой лишь несколько лет. В том числе поэтому национальное и гражданское самосознание у многих жителей страны до сих пор находится на низком уровне. Никакой речи о проявлениях крайнего национализма в белорусском обществе в начале 1990-х не шло.
Кстати, отметим, что в речах Лукашенко нередко фигурирует еще один термин, который он использует как синоним националистов — «нацмены». Но это, видимо, лишь проявление уровня образования политика: этой аббревиатурой в СССР называли национальные меньшинства.
Сколько человек стали жертвами национализма?
Это сложный вопрос. С одной стороны — нисколько. Сама по себе идеология национализма, если речь не идет о крайних его формах, не предполагает насилия над людьми (в отличие от того же нацизма). Напомним, главной ценностью считается построение национального государства.
Но в таком случае возникает вопрос: как быть с многочисленными конфликтами XIX и XX веков. Например, с войнами, сопровождавшими распад Югославии и другими конфликтами на национальной почве. Многие такие события обернулись геноцидом — то есть целенаправленным уничтожением представителей какой-то социальной группы. В основе этого действительно лежал национализм, который приобретал радикальные формы. Однако подчеркнем, что конкретные преступления во время упомянутых событий совершали люди — идеология национализма никак им этого не диктовала. Они осознанно принимали решения, идя на убийства и насилие, и далеко не всегда причиной была только идеология (к примеру, целью убийств могло быть запугивание населения или солдат противника во время военных действий).
Также заметим, что вряд ли кому-то придет в голову называть немцев, погибших в боях за условную Францию, жертвами националистической идеологии. А ведь это атакованное Германией государство было построено на принципах гражданского национализма — защищая родину, французы бились за идею о ее независимости.
В то же время сама принадлежность человека к нацистской или фашистской идеологии априори преступна — так как в данном случае он не делает выбор, а по умолчанию соглашается с возможностью применения насилия по идейным причинам. Именно поэтому обе идеологии повсеместно осуждены и запрещены.
Национализм сам по себе не является чем-то преступным ни в международном, ни в белорусском законодательстве. Правда, «распространение белорусского национализма» в последнее время упоминается с очевидно негативной коннотацией следователями нашей страны. Но привлекать за это к ответственности суды не могут: соответствующей статьи в Уголовном кодексе попросту нет.
Читайте также