Высказывание белорусского историка Тимофея Акудовича о том, что «Вільня як монаэтнічны горад — гэта не Вільня, гэта фігня нейкая» и что «прыкольна было б», чтобы белорусы захотели попасть в вильнюсские муниципалитеты, стало поводом для беспокойства депутата Сейма Литвы и литовского телеканала.
В воскресенье, 5 ноября, на белорусском YouTube-канале «Мне тоже не нравится» Евгении Сугак появилось видео беседы выпускницы истфака БГПУ Катерины Водоносовой, сотрудника Варшавского университета Антона Сайфуллаева и историка, а также ведущего передачи «Усы Скорины» на телеканале «Белсат» Тимоха Акудовича о том, «почему белорусы могут назвать Вильню и Варшаву своими, но это не означает мечты о захвате этих городов». Там Акудович предложил: «Давайце аганька дададзім», — и сказал следующее.
— Для нас важная канцэпцыя таго, што Вільня наша. Як бы гэта важная частка беларускага наратыву. Але не ў тым сэнсе, што мы хочам забраць Вільню ў літоўцаў — гэта глупа. А ў тым сэнсе, што русінская прысутнасць у Вільні была заўсёды — ну, старабеларуская, старабеларуска-украінская, як хочаце.
Он добавил, что ему не нравится, что белорусы временами называют Вильню Вильнюсом: «У нас ёсць свая гістарычная назва — Вільня. І ў гэтым сэнсе нам вельмі важна вярнуць у Вільню вось гэты вось „русінскі“ элемент, беларускі, які быў там стагоддзямі, пасля знік у ХХ стагоддзі. І які зараз, так атрымліваецца, што вяртаецца. Вымушана вяртаецца».
— Пра Вільню што трэба разумець. Вільня як монаэтнічны горад — гэта не Вільня, гэта фігня нейкая. Увесь сэнс Вільні ў тым, што гэта калыска некалькіх нацый. У тым, што гэта кацёл, у якім варыліся разам Літва, Русь, пазней — польская культура, яўрэі і процьма ўсяго астатняга. Аснова гэтага катла — судатыкненне Літвы і Русі. Я бы разглядаў такім чынам — прыезд вялікай колькасці беларусаў у Вільню — гэта патэнцыйная магчымасць для Вільні зноўку стаць «вялікім горадам», у якім судатыкаюцца гэтая літоўская і беларуская, там, старабеларуская, руская традыцыя. І ў гэтым сэнсе мне падаецца, што нават прыкольна было б, каб беларусы зараз хацелі патрапляць, напрыклад, у муніцыпалітэты віленскія, удзельнічаць у палітычным жыцці.
Бо гэта б вяртала нас… Ведаеце, з самых старадаўніх часоў у Вільні быў рускі горад і літоўскі горад — былі нават два магістраты асобныя. <…> І гэта вельмі прыкольная тэма, якую можна вярнуць. Вільня, з аднаго боку, відавочна сталіца сучаснай нацыянальнай Літвы. Тут канстанта, ніякіх пытанняў. Але з другога боку — гэта культуралагічны феномен. І менавіта прыход туды беларусаў можа гэты феномен адрадзіць.
Видео дискуссии о Варшаве и Вильнюсе за три дня набрало на YouTube чуть более 3 тысяч просмотров.
Уточнение мыслей, реакция литовского депутата и телеканала
Позже Акудович в Facebook решил уточнить свою мысль. Например, тем, что «нам не трэба пачувацца ў Вільні проста гасцямі, але і не трэба гуляцца марамі, што калі б не Сталін, то горад быў бы на правільным баку мяжы». Позже пост историка, где он отметил, что высказывание получилось некорректным, собрал более 180 комментариев от белорусов и литовцев.
В понедельник, 6 ноября, на высказывание Акудовича отреагировал в Facebook депутат литовского парламента Аурелиус Верига. «Не хотели бы белорусы сначала захватить Минский муниципалитет, прежде чем „взять“ Вильнюсский муниципалитет? И в то же время, может быть, вернуть себе свою страну?» — спрашивает парламентарий.
«И шутить на эту тему можно только в весьма относительном смысле, ведь в Литву прибыло уже около 60 тысяч граждан Беларуси. Они якобы бегут от режима. Однако, когда смотришь на роскошные автомобили с белорусскими номерами, становится очень интересно, можно ли было их приобрести без помощи и благословения режима? И кто они? Разве это не дремлющая сила, которую можно мобилизовать для антигосударственной деятельности, когда наступит подходящий момент?» — написал депутат.
Вечером того же дня телеканал LNK выпустил сюжет «Белорусский историк: единый Вильнюс — „фигня“», где высказывание Акудовича прокомментировали другие депутаты.
«На самом деле мы обсуждаем и видим необходимость интеграции и подготовки. Работают политики в сфере интеграции, чтобы их интегрировать в политическую жизнь нашей страны во всех смыслах. Включая участие в выборах», — сказал представитель Движения либералов в парламенте Раймундас Лопата, пишет Delfi.
Сейчас постоянный вид на жительство в Литве (а значит, и право голосовать на местных выборах) есть у 3500 белорусов из 62 тысяч, находящихся в стране. Со временем и другие смогут претендовать на него. «Это интересная мысль», — сказал Лопата.
Другой ответ журналистам LNK дал глава парламентского Комитета по нацбезопасности и обороне Лауринас Кащюнас. Ему эта мысль не кажется интересной. Кащюнас сказал, что некоторые заявления о Вильнюсе, которые он слышит от белорусов, его удивляют. «Особенно странно слышать это из уст представителей либеральной оппозиции», — заметил он.
Как «литвинизм» стал актуальной темой
Напомним, в августе тема белорусского литвинизма стала актуальной в Литве. Началом дискуссий об этом можно считать публикацию Delfi истории о встрече в вильнюсском баре. Там к офицеру запаса Дарюсу Антанайтису подошел белорус, который утверждал, что Вильнюс — белорусский город.
Позже председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас посчитал, что проживающая в Литве белорусская оппозиция должна быть обеспокоена все более заметными проявлениями «литвинизма».
В конце августа высказался и Департамент госбезопасности Литвы. Там считают, что деятельность сторонников литвинизма может усилить межэтническую напряженность в Литве, но не представляет реальной угрозы суверенитету страны.
А в октябре появилось видео якобы от белорусских добровольцев с угрозами и оскорблениями литовцев. В Литве считают, что распространенное в соцсетях видео — информационная атака белорусских и российских спецслужб. Так, в Департаменте госбезопасности страны, который проводит расследование инцидента, пришли к выводу, что ее цель — вызвать недоверие между противниками режима Александра Лукашенко и сблизить их с его сторонниками.