Сторонники Александра Лукашенко из числа пропагандистов и провластных активистов после 2020 года обычно выглядят монолитной группой, объединенной общей и неоспоримой идеей сохранения власти этим политиком. Но, как оказалось, на деле это не совсем так: похоже, что с течением времени между ними стали проявляться серьезные расхождения во взглядах, которые приводят к конфликтам с личными оскорблениями. Мы проанализировали несколько телеграм-каналов ярых сторонников Александра Лукашенко, а теперь рассказываем, что бывает, когда провластные «лидеры мнений» не согласны друг с другом.
Война за васильки и цветки хлопка на гербе
В ночь с 27 на 28 августа в телеграм-канале печально известной пропагандистки Ольги Бондаревой появился пост с претензией в адрес создателей провластной агитации из тюков соломы, для которой были использованы изображения васильков. По утверждению бывшей контрабандистки, любимый многими белорусами цветок был одним из символов «у белорусских нацистов под Гитлером». Она призвала своих единомышленников «включить голову», а сама при этом сравнила использование василька в наглядной агитации с популяризацией Третьего рейха.
Чуть позже Бондарева развила тему и дописала, что «в геральдике Республики Беларуси есть совершенно чистые, не замазанные нацизмом символы — прямо на нашем гербе: это клевер и цветы хлопка».
Позднее Бондарева, похоже, поняла свою ошибку и исправила «хлопок» на лен (цветки которого действительно есть на официальном гербе Беларуси). Но было уже поздно. Пост провластной активистки не остался незамеченным даже в рядах сторонников Лукашенко.
Одним из первых по «наезду» Бондаревой на васильки прошелся Илья Бегун (в прошлом программист, активист штаба Валерия Цепкало, политэмигрант, а затем — участник круглого стола Юрия Воскресенского, один из ведущих пропагандистской телепередачи «Полит StandUp» на ОНТ и начальник отдела спецпроектов государственного информационного агентства «Минская правда»).
В своем телеграм-канале «Илья Бегун. Авторитарненько» пропагандист уже 28 августа ответил на инициативу Бондаревой заменить белорусские васильки хлопком таким образом («Гедеминой» Бегун называет активистку): «Вот лучше бы ты бухала, Гедемина. Ладно, давайте сыграем в эту игру. Так, значит, условие такое — берешь любой символ Беларуси и ищешь, где бы кто, о чем почти никто не знает, это негативно использовал, или не имеет к Беларуси отношения. И потом носишься с визгами. Хлопок? Пфф, рабовладение. Клевер? Арийское братство в США. <…> Заманала уже марать своим грязным поганым умом все подряд, хабалка второкурсная».
Слово «хабалка», которое Бегун применил в отношении Бондаревой, — это жаргонное обозначение вздорной, грубой, крикливой, нахальной женщины вульгарного поведения. Так он назвал Ольгу далеко не в первый раз. Например, 7 февраля 2023 года Бегун дал ей следующие характеристики: «хабалка», «е***оша», «экзальт-вуайеристка» и «дворняга». А 16 февраля в описании фигурировали все те же «хабалка» и «е***оша», а также «хайпожорное чучело» (тогда пропагандист комментировал ее хвалебный пост в адрес Ольги Чемодановой). «И опять хайпожорное чучело пытается себе приписать работу других людей, подмазаться где-то, однако все равно получается анальный мазок», — написал Бегун.
Вечером 28 августа за васильки заступился еще один провластный телеграм-канал «Культурная антропология». Саму Бондареву там назвали «корифеем всех наук с общим очень средним образованием», а ее пост о «фашистском» васильке — «очередным проявлением общественного маразма». Авторы канала рекомендовали «в целях недопущения рецидивов прогрессирующего маразма крепко-накрепко вдолбить в Олину башку, как выглядит современная госсимволика Республики Беларусь» (здесь, похоже, был сделан намек на ошибку Бондаревой, которая отыскала на гербе цветки хлопка).
Битва за парк в Столбцах
В апреле 2023 года все та же Бондарева возмутилась тем, что жители Столбцов захотели назвать свой городской парк «Парком Свободы» или «Парком Мира». По ее мнению, такой выбор свидетельствует о «шевелении» «полузмагарских недоСМИ» и «неопанов», из-за которого парк Столбцов рискует не получить имени Якуба Коласа или Феликса Дзержинского.
Сначала с мнением активистки не согласился еще один провластный телеграм-канал «Аналитические гусли». Выразив недоумение, как это Бондарева одним своим постом обнулила работу идеологов, районных ячеек, партий, организаций и депутатов вместе взятых, канал предложил: «Обсадите (вероятно, имелось в виду «осадите». — Прим. ред.) вы уже эту бабу или дайте ей дело какое полезное, от всяких недоСМИ подальше! Стенгазету, например, в Красном уголке оформлять!»
Затем к критикам Бондаревой вновь присоединился Бегун (которому снова не удалось обойтись без «хабалки»): «Передайте тупорылой, что в небольшом городке Столбцы есть и памятник Якубу Коласу, и улица его имени. А на выезде в сторону Окинчиц есть усадьба, где он жил. <…> И бюст Дзержинского есть у здания РОВД на улице Гайдука. <…> Его на карте нет, но местные знают, в отличии от всяких ментальных юродивых, рассуждающих об упоминаниях Феликса Дзержинского в городе, где не были ни разу. И еще передайте тупенькой, что в Минске есть Площадь Свободы на Немиге, которую так назвали в честь Февральской революции 1917 года. <…> Из каких закоулков маленькой кладовки эти идиоты черпают свои воспаления? Да, история СССР началась с революций. <…> И потому от слова „свобода“ не стоит метать икру. А то дойдет до того, что Красная Армия, воины-освободители отчизны и Европы от немецко-фашистских захватчиков, тоже подпадут под дебильные выводы хабалки, живущей в своем манямирке. И.о. зам по них** в компартии (так Бегун интерпретировал должность Бондаревой — исполняющая обязанности секретаря по общим вопросам минского горкома Коммунистической партии. — Прим. ред.) прет против традиционных для советской истории топонимов».
Тур — «главный шкварной», Марзалюк — «нацистское дно»
Похоже, что взаимные оскорбления и обвинения в рядах сторонников Лукашенко становятся нормой.
Одной из самых ярых «охотниц на ведьм», ищущих врагов и предателей в рядах сторонников Лукашенко, является все та же Ольга Бондарева. В своем телеграм-канале она прямо называет «врагом государства» Юрия Воскресенского, а Илью Бегуна считает «сутулым журналистом» и «полубеглым перевертышем». Досталось от нее и пропагандисту Марату Маркову, который виновен в том, что приглашал Воскресенского и Бегуна в свою авторскую передачу и «задавал вектор беседы» неким образом, который не устраивает активистку.
А на депутата Игоря Марзалюка, который выступает в поддержку белорусского языка, Бондарева в феврале 2023 года даже написала заявление в Генпрокуратуру. Мнение депутата, считающего белорусский язык приоритетным для Беларуси, Бондарева назвала «нацистским дном».
А анонимный провластный телеграм-канал «Следуй за кроликом» ищет чужих среди своих еще активнее. Поскольку позиция его автора по разным вопросам практически полностью совпадает с мнением Бондаревой, можно предположить, что за этим каналом стоит либо она сама, либо кто-то из ее ближайших единомышленников (тем более что и стилистика текстов, публикуемых на обоих каналах, не отличается).
Кем бы ни был автор «Следуй за кроликом», на условиях анонимности он позволяет себе еще более смелые нападки на неправильных с его точки зрения сторонников Лукашенко. Илью Бегуна канал называет «крысой», «системным предателем», «змагаром» и «падалью» и обвиняет в том, что он «наезжает» на других пропагандистов: Алексея Талая, Григория Азаренка, Андрея Муковозчика, авторов телеграм-каналов «Желтые сливы» и «Крысолов», провластную художницу Светлану Жигимонт.
При этом сам же «Следуй за кроликом» обвиняет уже самого Андрея Муковозчика (а вместе с ним Минкульт Беларуси и заместителя председателя гродненской организации «Белой Руси» Светлану Варяницу) в поддержке «БЧБ-деятелей» в культуре. Досталось от радикального в своих оценках телеграм-канала и Григорию Азаренку, которого его автор обвинил в распространении «сутулых нарративов» видеоблогера Дмитрия Сивчика (Дим Димыча), который пришел к пропагандисту на эфир.
Похожий грех, по мнению анонимного автора, лежит и на Марате Маркове (он тоже пригласил в эфир блогера Влада Кобякова), который «во всю машет суполке своей сутулой меткой», тащит в эфир «змагаров» и «помогает продвигать ЛГБТ-повестку среди детей».
А пропагандиста Игоря Тура «Следуй за кроликом» и вовсе называет «главным шкварным» — за то, что тот высказался о недопустимости травли в Беларуси и рассказал о своей любви к творчеству украинской группы «Океан Эльзы».
В свою очередь, упоминавшаяся выше Светлана Варяница из «Белой Руси» 27 августа сама выступила с жесткой критикой Григория Азаренка и Ольги Бондаревой. Посмотрев один из эфиров передачи ведущего СТВ, в котором тот «клеймил» интеллигенцию, женщина написала: «Я не могу не думать о своих детях, о внуках, о стране. Им жить в Беларуси и дальше. Я не хочу, чтобы моя страна становилась азаренковщиной и бондаревщиной, не хочу, чтобы их запугивали казематами Лубянки и новым Ждановым со Сталиным. Я не могу принять той формы, в которую сваливается мой товарищ по партии „Белая Русь“ Григорий Азаренок. И да, я против оголтелого шельмования ректорского корпуса Беларуси. Жуку Игорю Георгиевичу (ректору ГрГМУ) уже из толпы кричали „крыса“ в августе 2020-го. С государственного телеканала тоже такое прокричали?»
Еще раньше Светлана Варяница называла «бредом воспаленного сознания» инициативу Бондаревой по закрытию детской театральной постановки «Монстры на новогодних каникулах» в Гродно. Тогда активистка обнаружила в представлении «размытие нравственных основ» и пропаганду «толерантности к монстрам, убийцам, вампирам, педофилам и трансгендерам».
«Общественные вомбаты» против «сутулых»
Во всей этой на первый взгляд хаотичной борьбе «всех против всех» можно увидеть определенную систему.
Главная линия раскола между двумя фракциями сторонников Лукашенко проходит через их отношение к Беларуси. Для одной части (Ольга Бондарева, Григорий Азаренок) наша страна — это не более чем придаток к «русскому миру», а все белорусское, от языка до васильков, выглядит бесполезным и даже вредным. Их оппоненты называют эту группу «общественными вомбатами» и иногда даже утверждают, что они исповедуют «вполне себе фашистские идейки», отрицая существование отдельного белорусского народа.
«Для них, как и для поляков-пилсудчиков, белорусского народа не существует. Как не существует и белорусского языка и отечественной истории. Земля, где мы живем, (крэсы всходние), простите, Северо-Западный край, населенный какими-то („недопольским быдлом“), простите, „неправильными русскими“», — такую характеристику давал оппонентам канал «Культурная антропология».
Другая часть (вроде Светланы Варяницы, Ильи Бегуна или депутата Игоря Марзалюка), оставаясь сторонниками Лукашенко, считает тем не менее важными сохранение белорусских государственности, языка и культуры. Некоторые из этих людей высказываются в пользу сохранения единства белорусского народа и хоть какого-то компромисса с оппонентами режима. Их канал «Следуй за кроликом» называет «сутулыми» — и даже выдает им «сутулые метки» (такой, например, был удостоен Марат Марков).
Некоторая часть публичных сторонников Лукашенко не включена в идущую общественную дискуссию и находится между этими двумя полюсами. Взаимные упреки и оскорбления, очевидно, призваны очернить оппонентов в глазах таких неопределившихся и переманить последних на свою сторону.