Традиция портить памятники культуры во время туристических поездок, оставляя на них надписи а-ля «здесь был Вася», имеет очень давнюю историю. Благодаря историкам стало известно, что жители Беларуси поступали подобным образом как минимум с XII века. Рассказываем подробности.
На сайте «Беларускага гістарычнага агляда», одного из самых авторитетных отечественных изданий по истории, появилась рецензия Василия Воронина на книгу российского историка искусства Александра Година «„…А потом забралася до Рыма“. Граффито полоцкого странника XII века в Италии», вышедшую в Полоцке в 2023 году.
Как отмечает Воронин, одним из сюжетов этой книги стала надпись, которую полочанин Вискоша нацарапал на стене кафедрального собора в итальянском городе Лукка. Оказывается, она была открыта еще 50 лет назад, в 1970-е годы, но в условиях железного занавеса осталась практически неизвестной в СССР и постсоветских странах.
Речь шла о надписи «Вискоша полоца(нин) — ψло», что на современном языке звучит так: «[Это] написал Вискоша полочанин». Рядом находились надписи, сделанные уроженцами Брянска и Мурома (Россия). Возможно, все люди, оставившие их, входили в одну группу паломников.
Годин отметил, что имя Вискоша уникальное, других людей с таким именем среди славян той эпохи он не встречал. Надпись автор книги датировал третьей четвертью XII века. По его мнению, Вискоша мог быть связан с полоцкой княжеской семьей.
От себя Воронин добавил, что существует близкое по звучанию литовское имя Вискантас. Вискоша может быть уменьшительной формой от него. По словам Воронина, ничего удивительного в таком объяснении возможного происхождения имени нет. Некоторые балтские народы, к котором относятся и современные литовцы, тогда подчинялись Полоцку. Их представители могли жить в этом городе и служить местному князю.