Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


Депортации народов, произведенные 80 лет назад, — этнические чистки по-сталински. Издание «Новая газета Европа» рассказывает, как менялось отношение к памяти о них сперва со стороны советской, а потом и российской власти. Перепечатываем этот текст с сокращениями — он остается актуальным и для Беларуси.

Масштаб преступлений

По обвинению в коллаборационизме за несколько недель февраля — марта 1944 года в Сибирь и в Центральную Азию выслали, по подсчетам историка Павла Поляна, более 478 тысяч чеченцев и ингушей. Их обвиняли в «массовом коллаборационизме».

Но они были не единственными народами, подвергшимися тотальным депортациям. Первыми стали карачаевцы: в ноябре 1943 года НКВД репрессировал весь народ — почти 70 тысяч человек. Даже 2,5 тыс. красноармейцев-карачаевцев были демобилизованы и отправлены в спецкомендатуры. Затем пришли за калмыками — 93 тысячи отправились в изгнание в декабре 1943 — январе 1944 года. Еще 4,1 тысячи человек собрали по другим областям России и тоже депортировали. В марте настала очередь балкарцев — 37 тысяч человек. А в мае 1944-го, после освобождения Крыма, в Центральную Азию отправили 191 тысячу крымских татар.

Однако, если добавить 905 тысяч «превентивно» депортированных немцев и вспомнить про финнов-ингерманландцев и греков, то всего получится 1,2 млн человек. Добавим сюда массовые депортации с этническим подтекстом с аннексированных территорий Польши (речь о территории Западной Беларуси и Западной Украины, присоединенных к СССР в 1939 году. — Прим. ред.), а затем — из оккупированных Балтийских государств и Молдавии: они проводились как «превентивно» (в 1940—1941 годах), так и после освобождения территорий от нацистов. А если выйти за рамки Второй мировой войны, вспомнив раскулачивание и другие принудительные переселения, то общее количество депортированных в 1920—1953 годах увеличится до 6 млн человек. И это — без ГУЛАГа и массовых расстрелов.

Как и в случае с нацистскими преступлениями, память об одних сталинских преступлениях тянет за собою другие. Но российские власти сделали все, чтобы подобный разговор не состоялся.

«Депортированные навсегда»

Дело белоруски Анны Никоновой из архива КГБ России. Фото: архив TUT.BY
Дело белоруски Анны Никоновой из архива КГБ России. Изображение носит иллюстративный характер. Фото: архив TUT.BY

В 1948 году Верховный Совет СССР постановил: все депортации в годы войны были навечно, за побег — 20 лет лагерей. Вслед за унижениями, издевательствами и голодом шли высокая смертность и дискриминация, порой растянувшаяся на целое десятилетие. В Казахстане и Кыргызстане, например, распускали слухи, что приехавшие чеченцы и ингуши — преступники и каннибалы. В июне 1950 года, накануне Рамадана, в российском городе Лениногорске распустили слух, что чеченцы используют кровь младенцев для своих ритуалов, что привело к чеченскому погрому. Таких случаев было немало.

Никита Хрущев реабилитировал чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмыков. Де-факто — частично. Позволили вернуться, однако без полноценной реституции. Восстановили национальные автономии, но не в прежних границах.

Историк и антрополог Виктор Шнирельман достаточно подробно проанализировал конфликты между вернувшимися и «местными»: стигматизация первых вела к их социальной и экономической дискриминации. Порою доходило даже до столкновений. Так, в 1958 году разъяренная толпа штурмом взяла грозненский обком, избила работавших там чеченцев и ингушей, а также требовала новой депортации.

А между ингушами и осетинами конфликт возник из-за Пригородного района Северо-Осетинской АССР: ранее он был полностью заселен ингушами, после депортации передан в Осетию, и по возвращении ингуши требовали вернуть его. Конфликт тлел несколько десятилетий. В 1981 году после нескольких случаев убийств осетин, совершенных преступниками ингушского происхождения, в Орджоникидзе прошел митинг под лозунгом «Осетия без ингушей». Погром тогда предотвратили бронетранспортеры.

Опыт изгнания был травмой, а непродуманность мер интеграции и компенсации усилила трения на местах.

Память о депортациях, выражение которой позволило бы проговорить тяжелый опыт и снизить уровень противоречий, оказалась под запретом.

Власти предлагали принцип «дружбы народов»: ваши страдания не важны — лучше докажите, что вы достойны жить в СССР. И под покровом «вечно героических историй» шел рост этнонациональных нарративов. Риторика военной славы не ограничивалась 1941−1945 годами, а уходила в глубину веков.

Несмотря на развитие общего «героического мифа о единой борьбе всех народов», депортируемым не забывали напоминать об их «вине». Например, в 1981 году вышла расистская книга следователя В. Петухова «Следствием установлено», где все ингуши записывались в преступники, а ислам объявлялся преступной религией. Ставропольские власти постоянно объясняли карачаевцам с высоких трибун, что они пострадали за «массовый коллаборационизм». В конце 1970-х годов на туристической трассе около Нижней Теберды установили обелиск в память об убитых «бандитами и предателями Родины» эвакуированных детях-сиротах. Пресса называла национальность — карачаевцы. Поднялся шум — надпись поменяли. Теперь убивали «фашисты». А в перестройку выяснилось, что убитых вообще не было.

Минные поля

Фрагмент памятника «Исход и Возвращение», Элиста, Калмыкия. Фото: Rartat, CC0, commons.wikimedia.org
Фрагмент памятника «Исход и Возвращение», Элиста, Калмыкия. Фото: Rartat, CC0, commons.wikimedia.org

Память о сталинских репрессиях, в том числе и о депортациях народов, стала возрождаться во второй половине 1980-х. Однако использовалась она не только демократами, но и национальными и радикальными движениями в качестве обоснования для требования национальной автономии или полной независимости. На этом фоне депортации стали называть «геноцидом».

Рост этнонационализма в кавказском регионе стал прямым следствием сталинских депортаций и нежелания или неумения советских властей прорабатывать черные страницы истории. Во многом это верно и относительно чеченской войны.

Исследователь памяти Игорь Ушпаров так оценивает итоги политики памяти 1970−1980-х годов: «Государственный нарратив смог окончательно закрепить в массовом сознании советских граждан страх по отношению к вайнахской группе». Как обратил внимание Шнирельман, в перестройку в местной прессе сталинисты раскручивали тему вины чеченцев и пугали русское население республики чеченским восстанием, в то время как чеченские авторы, рассказывая о депортациях, пытались отличать советские репрессии и помощь русских. Августовский путч ГКЧП обострил страхи чеченцев перед новой депортацией, чем и воспользовался Джохар Дудаев.

Федеральная стратегия: от признания к огосударствлению

Памятник, посвященный депортации крымских татар. Фото: Lystopad, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Памятник, посвященный депортации крымских татар. Фото: Lystopad, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

При Ельцине тема сталинских репрессий была востребована, поскольку позволяла противопоставить «свободную Россию» «коммунистической тирании». В 1994 году Ельцин публично извинился за все депортации. Отдельные слова извинения были сказаны в адрес балкарцев по случаю 50-й годовщины их трагедии. Другим депортированным повезло меньше. Например, греки так и не добились хотя бы формального признания от государства, что были жертвами депортаций.

При Путине подход к исторической памяти изменился: теперь она государствоцентричная, во многом героическая. Отношение к сталинским репрессиям — ситуативно-прагматическое. «Да» — той памяти, которая выгодна и подконтрольна. «Нет» — если она независима и может быть использована как инструмент для критики путинской России или подрывает ее мифы, включая нарратив о единении государства и народа в сталинские годы.

Сам Путин неоднократно критически высказывался против репрессий — это было частью имиджа. Аннексированный Крым должен стать «витриной» путинской системы — и вот он подписывает указ о реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, пострадавших во время депортаций.

Российские региональные власти вполне могли — если хотели — инвестировать в инфраструктуру памяти о сталинских репрессиях. В случае проблем можно напомнить о федеральных дотациях. В 2018 году в центре Москвы установили монумент жертвам сталинского террора. Главное, что быстро и эффективно это всё сделало государство, а не общественные группы, которым процесс диалога и осмысления важнее итоговых бронзовых скульптур.

А вот «Мемориал» и активисты «Последнего адреса» — нет, они слишком независимы, не «про бюджеты и мемориалы».

В итоге память о репрессиях раздроблена регионально. А потому и история депортаций — это прежде всего вопрос пострадавших национальных республик. Во всех случаях речь идет о бедных регионах, где местные авторитарные элиты поддерживают спокойствие за счет федеральных дотаций. Общий подход — не отрицать депортации, но не акцентировать на них внимание, то есть делать сюжетом какой-нибудь позитивной истории: героизма, последующего восстановления и вековечной дружбы с русским народом.

«Не за что каяться»

Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери. Казахстан, 1944 год. Фото: ghalghay.com, commons.wikimedia.org
Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери. Казахстан, 1944 год. Фото: ghalghay.com, commons.wikimedia.org

Российские федеральные и региональные власти убеждали репрессированных и их потомков, что их страдания — часть более крупной истории и сталинские преступления не исчерпываются отношениями с российским (русским) народом.

Однако со второй половины 2000-х годов на федеральном уровне стали всё громче раздаваться иные голоса. Сталинские преступления оправдывались как вынужденные для индустриализации и победы. Более того, они оживили более старые советские рассказы о том, что репрессированные народы пострадали «оправданно», за коллаборационизм. Уже в 2023 году эти идеи оформились в «едином учебнике» Мединского и Торкунова. Риторика «геноцида советского народа» открывает ящик Пандоры: с одной стороны, «тезис о коллаборационизме» может легко превратиться в обвинение в «соучастии в геноциде», с другой — если геноцид понимать широко, то почему этнические репрессии нельзя назвать им же?

Но ключевая проблема всё же не в терминологии.

Сравнивать, а не уравнивать

Иосиф Сталин. Фото: German Federal Archive
Иосиф Сталин. Фото: German Federal Archive

В Европе движителями памяти о нацизме было, во-первых, преследование преступников и, во-вторых, болезненные дискуссии о собственной ответственности.

Россия пошла другим путем. Да, так или иначе шел процесс юридической реабилитации, выходили научные работы, ставились памятники и даже открывались музеи. Но власти делали всё, чтобы тяжелое прошлое оставалось лишь «голым фактом» истории и не стало той критической памятью, которая призывает ответить на вопрос, как этого не повторить.

Как отмечала исследователь Евгения Лезина, с момента перестройки по требованию КГБ разговор о жертвах не должен был превращаться в преследование еще живых преступников. В итоге общественный разговор о преступниках не состоялся, а с ним — о соучастии граждан и нашей моральной ответственности. Российское общество перешагнуло эти темные страницы прошлого. И вдруг оказалось: репрессии и депортации — не память, а окружающая реальность.

Для исправления возможны две стратегии.

Одна — взгляд «сверху», где на первый план выходит логика преследований и убийств. В отношении памяти о депортации ключевую позицию занимает взаимодействие этнического (культурного) и политического принципов: почему в стране «дружбы народов» именно народы подвергались гонениям? И ведь депортации — только один тип преступлений. Вспомним ту же политику расказачивания или «национальные кампании» в годы Большого террора. Катынь — это прежде всего военное преступление, но на фоне параллельно происходивших депортаций оно предстает и как убийство военной элиты поляков. И вопрос не столько в том, «что думал Сталин», сколько в том, что осуществилось реально, на практике.

Существует соблазн всё это называть «геноцидом». Однако вокруг самого понятия идут большие споры: Конвенция ООН 1948 года дает очень узкое определение: умышленное уничтожение народа за то, кто он есть, а не преследование по экономическим, военным или политическим причинам. Можно различать «геноцид народа» (армян в годы Первой мировой) и «акт геноцида» (Сребреница) — но легче не становится, поскольку в истории немало похожих отвратительных массовых преступлений.

Поэтому ученые решили отказаться от упоминаний геноцида всуе, поставив вопрос иначе — об истреблении / преследовании по категориям. Отсюда и понятие — категории жертв. Оно дает возможность не грести всех под одну гребенку, а адекватно сравнивать разные трагедии, чтобы понимать их особенности.

Но есть и другая стратегия — отталкиваться от личного опыта, индивидуального, частного, чтобы выйти на общие практики насилия, пусть и применяемые разными диктаторами в разных целях. Так, 27 ноября — 2 декабря 1942 года отряд НКВД в Черекском ущелье истребил несколько сотен балкарцев, включая женщин и детей. Почему НКВД в то же самое время прибегло к такому же насилию, что и отряды СС на оккупированных территориях? Так ли разнится между собою опыт депортируемых узников нацистских концлагерей («марши смерти» 1944−1945 годов), тотально изгнанных народов (1943−1944 годы) и выселяемых в Сибирь кулаков (1929−1930 годы)?

Сравнивать, дискутировать и спорить — нормальный процесс обсуждения любых исторических событий. Но в основе рефлексивной памяти — омытый кровью и слезами протест против желания государства распоряжаться человеческими жизнями по своему усмотрению.