Вполне вероятно, что вам регулярно попадаются новости о феминистках — то они проводят акции и шествия, то чего-то требуют, то чем-то недовольны. Некоторые относятся к представительницам этого движения как к временному новому веянию, другие устраивают им травлю, кто-то искренне не понимает, чего всем этим женщинам не хватает в современном мире. Рассказываем, откуда на самом деле взялся феминизм, как он развивался, чего добился и почему даже в наше время остается актуальным.
Что такое феминизм и о каких его противниках идет речь
Если коротко, то это движение, сторонницы и сторонники которого верят, что мужчины и женщины должны быть равны социально, экономически и политически. У такого, казалось бы, простого желания до сих пор полно противников и даже — как ни странно — противниц.
Одни, как экс-кикбоксер и американо-британский блогер Эндрю Тейт (обвиняемый в изнасиловании, контрабанде людьми и создании преступной организованной группировки с целью сексуальной эксплуатации женщин) или его российский коллега Владислав Поздняков (блогер, основавший в России движение «Мужское государство», которое занималось продвижением «идеологии национал-патриархата»), открыто утверждают, что женщина — это собственность мужчины. Она, по их мнению, не должна покидать кухню и спальню своего «хозяина», а в случае изнасилования обязана брать на себя ответственность за произошедшее. А представители «Мужского государства», в частности, устраивают самую настоящую травлю активисток.
Другие, как политик Александр Лукашенко или экс-глава ЦИК Лидия Ермошина, утверждают, что женщины не способны управлять страной и вообще должны сидеть дома и варить борщи, а не «шастать по площадям».
Третьи не выражают открытой ненависти и могут даже признавать заслуги «ранних феминисток», но не понимают, «чего еще женщины хотят» и «за что им бороться в наше время». Но, чтобы разобраться в современных запросах феминизма, стоит сперва вспомнить его прошлое.
Первые попытки добиться хотя бы права получать такое же образование, как мужчины
Поскольку феминизм — движение за женские права в широком смысле, его первые отдельные проявления возникали еще очень давно. Например, в Римской империи времен III века до н.э. Тогда женщины под предводительством знатных матрон — никогда не бывших в рабстве замужних женщин из высшего сословия — вышли на протест против закона, который ограничивал их экономически. То есть определял, сколько украшений и денег они имеют право иметь при себе. Женщины заблокировали входы на Форум (центральную площадь города, где проходили политические собрания, религиозные церемонии и общественные дебаты) и добились отмены этого закона.
В конце XIV и начале XV веков французская писательница и философ Кристина Пизанская призывала допустить женщин к получению образования: в те времена их в основном обучали «хорошему воспитанию» на дому. Позже венецианская писательница Лаура Черета сделала проблемы женщин центральной темой своих произведений и в 1488 году опубликовала книгу «Личные письма». В ней она рассказала, с чем повседневно сталкивались ее современницы — от отказа в получении образования до угнетения в браке.
К концу XVI века тема защиты прав женщин стала в своем роде отдельным поджанром литературы. К примеру, такие писательницы, как Модерата Фонте, стали рассказывать об успешных и смелых женщинах, а также заявлять, что при доступе к образованию женщины могли бы уравняться с мужчинами интеллектуально.
В Англии в ответ на сатирические памфлеты, высмеивающие женщин, свое произведение «В защиту женщин» (1589) под псевдонимом Джейн Ярость написала анонимная писательница. А ее землячка Мэри Эстел пошла дальше и написала «Серьезное предложение дамам» в двух томах (1694, 1697) — книги, предлагавшие создать закрытое учебное заведение, где женщины могли бы получить светское и религиозное образование. Своими идеями она заслужила титул «первой английской феминистки».
Правда, труды всех этих женщин так и не помогли им добиться права на образование. Прорыв случился куда позже.
Первая волна феминизма. Долгожданный доступ к знаниям и борьба за право голосовать, которая заняла больше века
К концу XVIII века по Европе и США начал распространяться аболиционизм — движение за отмену рабства. Это дало новый виток развития и феминизму. Американские аболиционистки стремились применить принципы свободы и равенства не только к рабам, но и к женщинам, что находило отклик у их европейских единомышленниц.
К середине XIX века — когда женщины наконец получили доступ хотя бы в часть американских колледжей наравне с мужчинами — французские феминистки стали издавать ежедневную газету «Голос женщин», а немецкая писательница Луисе Диттмар основала журнал «Социальная реформа». «Голос женщин» выступал за полное нравственное, интеллектуальное и материальное развитие женщин, требуя их гражданских, образовательных и экономических прав, а также активно поддерживал женское избирательное право и реформы в образовании и экономике. «Социальная реформа» поднимала вопросы непосредственно перемен в социальной сфере Германии, которые бы решили проблемы женщин.
Кульминацией деятельности разных активисток стало появление движения суфражисток. Началось оно с небольшой конференции сторонниц и сторонников феминизма в городке Сенека-Фолс штата Нью-Йорк в 1848 году. В ходе съезда была подписана «Декларация чувств» Элизабет Стентон. Документ состоял из 12 пунктов — в них требовалось, например, дать женщинам равные с мужчинами права на образование, личное имущество в браке, разводы и трудоустройство. Но самым скандальным был пункт о женском избирательном праве.
Этот «женский бунт» не смогли обойти стороной газеты — какие-то поддерживали «Декларацию чувств», а какие-то, наоборот, высмеивали ее. Но независимо от того, чью сторону занимали журналисты, они сделали главное — создали информационный шум. Вскоре идеи Стентон и ее сторонниц разошлись по США и стали активно обсуждаться обществом.
По всей стране проходили все новые конференции, посвященные «Декларации чувств», однако постепенно интерес к ней угас — в США разразилась Гражданская война. После нее была принята Пятнадцатая поправка в конституцию страны, которая дала темнокожим мужчинам право голосовать на выборах. Но, вопреки надеждам суфражисток, избирательное право для женщин в ней все же не упоминалось.
Тем не менее феминистки не остановились добиваться своего. В 1869 году все та же Элизабет Стентон и активистка Сьюзен Энтони основали Национальную женскую суфражистскую ассоциацию, которая продвигала идею женского права голоса.
Свои права они старались продвигать ненасильственными методами, маргинализируя феминисток-радикалок, а также пытались сыграть не на идеях общечеловеческого равенства, а на расистских и националистических взглядах американцев, недовольных приливом мигрантов в страну. В 1894 году участница ассоциации Кэрри Чапман Кэтт заявляла: «Заглушите голоса трущоб — дайте женщинам бюллетень». Однако большого успеха все это не принесло.
В 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила провозгласить 8 марта Международным женским днем, чтобы вовлечь женщин по всему миру в борьбу за собственные права. Это в каком-то смысле дало движению суфражисток второе дыхание — и тогда некоторые его представительницы решили действовать радикальнее.
Так сделала и американская активистка Элис Пол, которая в 1910-х организовала «Национальную женскую партию». У нее уже был пример более агрессивного подхода к отстаиванию женских прав — британская суфражистка Эммелин Панкхёрст, которая в 1903 году основала «Женский социально-политический союз» и вместо мирных демонстраций устраивала поджоги, бойкоты, битье окон, столкновения с полицией и другие протестные акции.
Панкхёрст своими действиями удалось добиться своей цели лишь к 1918 году — правда, поначалу право голоса в Великобритании на общих выборах получили только женщины старше 30 лет, если они уже участвовали в выборах в местные органы власти или были замужем за мужчинами, которые это делали. Остальные британские женщины — а таких было около 60% от всех — не получали избирательных прав в течение еще десяти лет — до 1928 года.
Элис Пол и ее сторонницы через шествия, акции и столкновения с полицией добились своих целей к 1920 году. В конституцию США была принята Девятнадцатая поправка — в ней, наконец, закрепили право американок голосовать.
Главная цель, казалось, была достигнута. После этого суфражистки раскололись на множество движений и стали заниматься разными сферами — от защиты материнского и детского здоровья до женских трудовых прав. В 1926 году радикальная феминистка Сюзанна Ла Фоллетт написала: «Женская борьба по большому счету выиграна». Но она ошибалась.
Вторая волна феминизма. Женщины добились права брать кредиты и самостоятельно ходить в рестораны
Все началось в 1960—1970 годах в США. В те годы американки, которые теперь могли получать образование, после этого оказывались заперты в «американской идиллии». Получив диплом, они часто оказывались в пригородах больших городов, где обзаводились работающим мужем и, как правило, детьми, но при этом не имели возможности реализоваться в жизни как-то иначе. Тогда же в США начались протесты против войны во Вьетнаме и активное обсуждение прав темнокожих, которые подняли дискуссию о принципах равенства и справедливости. К этой дискуссии и присоединились феминистки.
В частности, женщины активно участвовали в протестах против Вьетнамской войны, однако феминистки отмечали, что в ходе таких акций им отводится исключительно роль «жен, матерей и плакальщиц; то есть слезливых и пассивных реагентов на действия мужчин». В ходе антивоенного митинга 1968 года группа феминисток совершила символические «Похороны традиционной женственности», отказавшись от приписываемой им роли и потребовав воспринимать их «как граждан, а не матерей».
Спектр проблем, решения которых искали феминистки второй волны, стал гораздо шире, чем у суфражисток. Теперь в фокусе были вопросы равных прав в сфере труда, образовании и доступе к репродуктивным услугам (в первую очередь к контрацепции и абортам). Например, благодаря активисткам в 1960 году американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов одобрило противозачаточные таблетки. Это не только дало женщинам больший контроль над собственным телом, но и начало cексуальную революцию.
Боролись феминистки и за равный доступ в общественные места. Например, в те годы женщинам нельзя было без сопровождения мужчины посещать многие рестораны, бары и другие общественные заведения, поскольку без сопровождающего в таких местах они воспринимались как занимающиеся проституцией или как минимум имеющие сомнительную нравственную чистоту.
В 1961 году тогдашний глава США Джон Кеннеди основал Президентскую комиссию по положению женщин, которую возглавила Элеонора Рузвельт — общественная деятельница и супруга 32-го президента США Франклина Рузвельта. Комиссия изучала трудовую дискриминацию и даже добилась принятия Акта о равной оплате труда и Акта о гражданских правах, который обязывал работодателей не ориентироваться на пол соискателя при найме на работу.
Но этого все еще было недостаточно: работодатели все так же отдавали предпочтение мужчинам, доступ к контрацепции для женщин во многих штатах был все еще ограничен, а случаи сексуализированного и домашнего насилия оставались не раскрытыми.
Один из знаковых моментов второй волны — публикация книги Бетти Фридан «Загадка женственности» в 1963 году. В ней Фридан анализировала неудовлетворенность женщин традиционной ролью домохозяйки. Она нашла широкий отклик среди многих женщин, породила немало обсуждений и привлекла в движение многих новых участниц. Ее работа вдохновила многих женщин начать бороться за равноправие.
Важным достижением было создание Национальной организации женщин (NOW) в 1966 году под председательством все той же Фридан и других активисток. NOW лоббировала новые изменения в законодательстве, направленные на устранение реальной дискриминации по половому признаку. Так, например, они добились равных кредитных возможностей, равного доступа в общественные места (помните о ресторанах?) и права женщин на аборты (правда, не во всех штатах).
Феминистки Глория Стайнем и Кейт Миллетт начали обсуждать темы, связанные с сексуальной свободой и репродуктивными правами, а также активно бороться за обеспечение безопасности женщин в семье и обществе. И это лишь часть имен тех, чьи действия поменяли историю. Именно благодаря феминисткам второй волны в США был принят закон о равных возможностях в труде (Title IX) в 1972 году, который запретил дискриминацию по половому признаку в образовании и спорте.
Например, до принятия этого закона Американское акушерское общество в 1950-х годах могло позволить себе не принимать на учебу женщин только из-за того, что встречи его участников проводились в Йельском «мужском клубе». А спорт считался «чисто мужским занятием», из-за чего девочки и женщины практически не имели возможности участвовать в спортивных образовательных программах: на них из бюджета специализированных учреждений выделялось всего 2% средств, а подобные стипендии были им и вовсе не доступны.
Третья волна феминизма. Прорыв женского голоса в массовой культуре
Очередная волна феминизма началась в 1990-х годах и развивалась на фоне глобализации и растущей доступности интернета. Ее ключевой момент заключается в признании того, что борьба за равноправие должна учитывать не только пол, но и другие социокультурные факторы: расу, экономическое положение и принадлежность к тому или иному классу общества.
Так появилось понятие интерсекциональности. Этот подход изучает и учитывает то, как различные формы дискриминации пересекаются и взаимодействуют между собой. Там, где белая женщина среднего класса сталкивается только с гендерной дискриминацией, темнокожая женщина с низким доходом столкнется еще и с расовой, и с классовой дискриминацией. Особое внимание феминистки третьей волны уделили именно маргинализованным группам женщин — тому самому «голосу трущоб», которому так и не нашлось места в рядах суфражисток.
Также активистки стали переосмыслять стереотипы о «чисто мужских» и «чисто женских» чертах личности. Наиболее яркие представительницы третьей волны — писательница Ив Энслер с пьесой «Монологи вагины», где она исследовала тему женской сексуальности и открыто обсуждала темы оргазма, родов и изнасилования; движение riot grrrls, выросшее из музыкального направления панк-рок и занимавшееся созданием музыки, журналов, броских слоганов вроде «Girl Power» и мероприятий для усиления голоса женщин в музыкальной сфере и обществе; группа арт-активисток Guerrilla Girls, привлекавшая внимание к гендерным стереотипам в искусстве и дискриминации художниц.
В музыке благодаря третьей волне набрали популярность Мадонна, Куин Латифа и Мэри Джей Блайдж. Все эти певицы, по сути, стали иконами третьей волны, олицетворяя женскую силу, способную пробиться на большую сцену, — даже в такие «традиционно мужские» жанры музыки, как хип-хоп и рэп.
На телевидении у женщин появились ведущие роли в сериалах («Баффи — истребительница вампиров» и «Секс в большом городе»), а в мультипликации — сильные женские персонажи, на которых могли бы ориентироваться девочки (Мулан из одноименного мультфильма, Хелен и Вайолет Парр из «Суперсемейки», Даша Путешественница и другие).
У женщин появилась возможность более открыто обсуждать темы сексуальности, женственности и собственных прав в интернет-изданиях и блогах, находить единомышленниц по всему миру. Логичным последствием этого стала следующая волна феминизма — нынешняя.
Четвертая волна феминизма. Отстаивание принципа согласия, важность которого еще (судя по всему) не все понимают
Четвертая волна феминизма сфокусирована на переосмыслении сексуальности и телесности женщин. Она признает право женщин на сексуальное самоопределение и борется против сексуальной объективации, активно поднимает вопросы сексуального насилия и соблюдения принципа согласия.
Ее началом считают 2012 год, когда в Индии произошло жестокое групповое изнасилование 23-летней студентки, после которого она погибла. Это вызвало волну протестов не только в самой стране, но и по всему миру.
В 2014-м случился скандал, связанный с игровой индустрией. Он получил название Геймергейт — на феминисток, критиковавших сексуализацию женских персонажей в играх, обрушилась волна угроз убийствами и изнасилованиями со стороны «борцов за мужские права». Их движение зародилось на социальных платформах 4chan и Reddit.
А в 2016 году экс-президент США Дональд Трамп во время избирательной кампании сделал ряд сексистских замечаний. Например, он назвал свою оппонентку Хиллари Клинтон «гадкой женщиной», а в Washington Post утекла запись, где он признавался, что пользуется своим статусом селебрити, чтобы домогаться женщин: «Я просто хватаю их за промежность».
Все это, а также многочисленные сексистские заявления в его выступлениях, переполнили чашу терпения американок — на следующий день после инаугурации Трампа в Вашингтоне и других городах страны прошел «Женский марш». Его участницы хотели дать выход тем эмоциям, которые вызвала у них победа Трампа на выборах. Получилась акция, собравшая суммарно около 4,6 миллиона сторонников по всему миру и ставшая, вероятно, крупнейшей однодневной демонстрацией за всю историю США.
Активистки четвертой волны создают онлайн-платформы, блоги и хэштеги, чтобы поднимать важные вопросы и выражать свои требования. Например, движение #MeToo, начавшееся в 2017 году, стало глобальным феноменом и позволило женщинам по всему миру делиться своими историями о сексуализированных домогательствах и насилии.
Это дало свои плоды: #MeToo привлек внимание к теме насилия и сексуализированных домогательств в различных сферах — от киноиндустрии до бизнеса и даже политики. Противоправные действия многих заметных деятелей-мужчин были раскрыты и осуждены — как обществом, так и правоохранительными органами.
А что у нас?
В современной Беларуси, как отмечают эксперты, «есть феминистки, но нет феминизма». То есть женщины заинтересованы в защите своих прав, но массового движения, которое бы их объединяло, нет. А отдельные организации, которые занимаются правами женщин, по разным причинам избегают называть себя феминистскими, хотя по сути борются за то же самое, что и это движение.
В эфирах госпрограмм до сих пор задается вопрос, нужен ли стране феминизм, а депутатка Палаты представителей Национального собрания Лилия Ананич отвечает на него весьма своеобразно. В частности, она заявила, что «женщина может состояться в любом качестве… но должна быть надежным тылом мужчин».
Государственные пропагандисты всерьез сравнивают феминизм и женоненавистническое движение «Мужское государство» и утверждают, что «это родственные общественные движения, слаженно выполняющие свои задачи», через которые некие «зарубежные выгодополучатели формируют общественное сознание». А Александр Лукашенко, повторимся, прямо заявляет, что в Беларуси «конституция не под женщину», добавляя в качестве оправдания, мол, просто ярмо власти настолько тяжелое, что его приходится нести мужчинам, ведь женщина под его тяжестью «рухнет, бедолага».
Тем не менее все давление госпропаганды не помешало белорусам и белорускам в 2020 году массово голосовать за Светлану Тихановскую, как и не смогло остановить женщин от превращения в главные лица протеста.
Можно ли вообще прийти к идеалу, к которому стремятся феминистки?
На этот вопрос вряд ли кто-то может уверенно ответить. Но, по мнению генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, полное гендерное равенство наступит не раньше, чем еще через 300 лет. Но само по себе — как видно из истории — оно не наступит.
В своем интервью изданию «План Б» профеминист, автор YouTube-канала о белорусках «Максимально» Максим Паршуто выделил два уровня изменений, на которые обществу нужно пойти, чтобы достичь равенства: личный и общественный. И если на втором (в плане принятия необходимых законов и создания организаций и институтов поддержки женщин) в современной Беларуси что-то сделать затруднительно из-за государственных репрессий, то на личном уровне все достаточно просто:
— Нужно ловить саму или самого себя на проявлениях сексизма, прокачиваться в гендерных вопросах. Надо работать над собой, бороться со своими стереотипами, — отмечал Паршуто. И позже для «Зеркала» озвучил и более практичную причину равноправия для тех, кому недостаточно гуманистической стороны вопроса: — Чем больше женщины будут заняты в экономике и чем более активны они будут, тем выгоднее и мужчинам тоже — за счет более высокого уровня жизни в целом.