За последние десятилетия в Минске сложился список культовых среди любителей живой популярной музыки мест. Клубы, куда приезжали звезды альтернативной сцены мирового уровня, площадки, где выступали белорусские группы. «Радыё Свабода» посмотрело, что сейчас происходит в этих местах, а также поговорило с минчанами о современной культурной жизни столицы.
Как говорят собеседники издания, организовывать музыкальные концерты теперь могут только проверенные чиновниками люди и места, а многие бывшие площадки прекратили существование.
Клуб RE: PUBLIC
Клуб открылся в Минске в 2011 году на улице Притыцкого, недалеко от станции метро «Кунцевщина», в одном из зданий Минского производственного объединения вычислительной техники. Изначально он планировался как концертная площадка и сразу стал главной рок-сценой столицы. Здесь выступали The Tiger Lillies, Dimmu Borgir, Cradle of Filth, VANILLA SKY, «Король и шут», Noize MC и другие. Проходили белорусские фестивали «Калядны фэст», «Купальскае кола», «Даём рады», выступали белорусские группы Neuro Dubel, Relikt, B: N, «Дай Дарогу», Akute, Intelligency, Znich и многие другие.
Клуб работает и сейчас, но концертов в расписании нет — только клубные вечеринки танцевальной музыки 80-х, 90-х, 00-х.
Клуб «Реактор»
На долгое время «Реактор», открывшийся еще в 90-е годы на столичной улице Веры Хоружей, стал основной сценой для рок-концертов в столице, ведь других площадок такого размера просто не было. В клубе успели выступить звезды метал-сцены Marduk, Vader, Mayhem, In Flames, Grave Digger, здесь проходил метал-фестиваль MassaBrutto, выступали российская группа «Сплин», украинская Fleur и многие другие. Тут же некоторое время проходил «Калядны фэст», выступали белорусские группы N.R.M. (еще в составе с Лявоном Вольским), Neuro Dubel, «Стары Ольса» и многие другие.
В 2011 году клуб закрылся, и на его месте появился вышеупомянутый RE: PUBLIC. Сейчас на месте бывшего легендарного заведения ночной клуб Rich Cat.
Клуб «Брюгге»
Это место стало андеграундной площадкой для многих белорусских и зарубежных артистов. Если RE: PUBLIC предназначался для известных команд мирового уровня, то «Брюгге» был немного меньшей альтернативой. Открылся в 2015 году на месте клуба «Пираты» на Партизанском проспекте, 6А. Здесь проводились метал-фестивали, квизы, рок-концерты и т. д. В этом клубе прошел один из последних концертов Neuro Dubel с участием Александра Куллинковича. Каждую неделю в «Брюгге» также проводился «Дударскі клуб» — вечеринка, на которой играли волынщики, а под эту музыку танцевали и играли в игры посетители. Тут же выступали Nizkiz, Shuma, Akute и другие.
В 2020 году у площадки возникли финансовые проблемы из-за пандемии, но окончательно место перестало существовать, поскольку администрацию задела волна политических репрессий в 2021 году. Теперь в здании бывшего «Брюгге» открылся фитнес-центр.
Клуб «Граффити»
Это знаковое место столицы открылось в 1999 году в переулке Калинина. За два десятка лет его истории в небольшом зале успели выступить практически все белорусские артисты и некоторые зарубежные. В год «Граффити» умудрялся организовать по 300 концертов. «Троіца», Neuro Dubel, «Касіяпея», «Крама», «Volski» — сложно найти белорусскую группу, которая бы здесь не выступала. Даже Александр Солодуха забирался в «Граффити» на барную стойку, чтобы исполнить песню.
Проблемы возникли в 2021 году — власти часто штрафовали клуб, но тогда место сохранялось. Закрылся «Граффити» в 2022-м.
Часть бывшей администрации клуба переехала в Польшу. При ее участии летом 2023 года в Варшаве открылся клуб Scena Chmelna, где проходят концерты белорусских групп и музыкантов.
Экзотика, а не норма
Если сейчас открыть афишу на популярном портале Relax.by, то из концертных предложений в Минске трибьюты — от Queen до «Короля и шута», а также концерты российских артистов вроде группы «Руки вверх». Другого на октябрь нет.
Организаторы и посетители концертов в Минске в разговоре с «Радыё Свабода» назвали нынешнюю культурную жизнь столицы «топтанием на месте».
— Ощущение, что это атмосфера 2003−2005 годов, но тогда чувствовался хоть медленный, но какой-то прогресс, а сейчас это как бы угасание. Если ты музыкант, то можешь неплохо стартануть, но потом упрешься в то, что записаться сложно и очень дорого, особо нет площадок, да и организовать это тяжело. Все это можно воспринимать как экзотику, но не как норму, — рассказал на условиях анонимности человек, знакомый с концертной сферой Минска.
Как рассказали «Радыё Свабода» посетители концертов, люди по-прежнему ходят на вечеринки и выступления, но это тематические мероприятия, выступления белорусских музыкантов или кавер-групп. Сейчас очень сложно получить гастрольное свидетельство, которое стало обязательным. Также чиновники постоянно меняют законодательство в сфере организации концертов. В клубах в основном проходят вечеринки с диджеями и электронной музыкой. Также в городе почти нет концертных афиш.
— Выступления организуют и сейчас, есть несколько локаций. Люди официально получают «гастрольки», согласовывают все. Из иностранцев почти никого не привозят. Во-первых, мало кто хочет ехать сюда. Во-вторых, это вообще мало кто может сделать, — говорит другой собеседник, близкий к сфере.
Напомним, в Беларуси создан реестр организаций, которые могут устраивать концерты. Если организации нет в этом списке, то провести невозможно. Каждый такой организатор тщательно проверяется. Кроме того, влияет «человеческий фактор». Сегодня чиновник может разрешить концерт, а завтра — уже нет, говорят собеседники «Радыё Свабода».