Налоговая инспекция в Польше начала массовые проверки ИТ-специалистов. Ее интересует, правильно ли айтишники пользуются «творческой» льготой при уплате подоходного налога (50% koszty uzyskania przychodów do honorarium autorskiego). Известно про несколько визитов в ИТ-компании и к ИП на IP Box, пишет Devby.io.
Дисклеймер
Мы не знаем точных ответов, «кому сколько льготы можно» — их просто нет в польском законодательстве. В материале дано общее представление о льготе, основанное на законодательных нормах, здравом смысле и существующей практике.
Первые решения налоговиков не в пользу айтишников. Дескать, программисты не целый день пишут код, еще у них есть не очень творческая часть работы — например, митинги. И значит, применять авторскую льготу к 100% зарплате нельзя (у ИП другие проблемы).
Devby.io с помощью руководителя налоговой и корпоративной практики ALG Legal Лидии Рожковой попытался разобраться, как устроена льгота, каким ИТ-специальностям она положена и кто будет отвечать, если налоговикам что-то не понравится.
Что такое авторская льгота
Это льгота для творческих работников в Польше, которые создают объекты интеллектуальной собственности. Считается, что зарплата таких работников включает авторское вознаграждение за создание произведений, поэтому они имеют право на 50-процентный вычет из такого вознаграждения в целях уплаты подоходного налога.
Пример:
Зарплата сотрудника составляет 6000 злотых (около 1420 долларов), половина суммы — авторское вознаграждение. Тогда доход для исчисления подоходного налога: 3000 + (3000*50%) = 4500.
Кому в ИТ положена льгота
Не всем, а только тем, кто создает определенные произведения. Все виды произведений перечислены в пункте 9b статьи 22 закона «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — закон «О PIT»). Про ИТ там два пункта — компьютерные программы и компьютерные игры.
Следовательно, разработчик, пишущий код, точно может претендовать на льготу.
С остальными ИТ-специальностями сложнее. Может ли пользоваться льготой тестировщик? А маркетолог, эйчар или BA (бизнес-аналитик)?
Лидия Рожкова рассуждает так:
— В случае с тестировщиками, BA и другими сотрудниками ИТ-компаний надо анализировать, чем именно они занимаются.
Тестировщик. Меняет ли тестировщик код либо просто тестирует и передает информацию об ошибках кому-то, кто потом вносит правки? Если второе, то продукт он не создает. Если тестировщик сам вносит правки, то есть меняет ПО и создает новое произведение, то льгота может быть применена.
Но возникает вопрос достаточности переработки. Сколько изменений нужно внести в код, чтобы он считался новым произведением? По моему мнению, если и применять льготу, то в значительно меньшей пропорции, чем в случае с программистом.
Маркетолог. Он может создавать красочные презентации или видеоролики для размещения в соцсетях — аудиовизуальные произведения, которые подпадают под льготу.
BA. Какие виды произведений из перечня в законе о PIT может создавать бизнес-аналитик? Допустим, это графические презентации решения задачи клиента или оформленное надлежащим образом исследование рынка по каким-то вопросам.
Надо понимать, что специальности тестировщика, бизнес-аналитика, HR-специалиста и т.п. являются очень спорными с точки зрения применения льготы по авторскому вознаграждению. Я бы рекомендовала предварительно получить от налоговых органов индивидуальную интерпретацию.
На практике компании, кажется, не сильно заморачиваются. Вот что рассказали наши читатели, работающие в польских офисах.
QA: «Мои продукты — это тест-кейсы и само тестирование»
— Я работаю тестировщиком по трудовому договору в польском юрлице белорусской компании, на меня также распространяется эта льгота. Ежемесячно каждый сотрудник заполняет бланк выполненных работ и указывает, какое время занимался творческой работой, прикрепляя в качеств доказательств ссылки на Jira, Bitbucket, Confluence. Творческий продукт в моем случае — написание тест-кейсов для тестирования, а также само тестирование продукта.
Руководство четко донесло, что творческая работа не может превышать 80% трудового времени в месяц, поэтому каждый сотрудник высчитывает 80% или меньше от времени и сам заполняет бумаги. Лично я обычно ставлю чуть меньше 80%, чтобы не было лишних вопросов.
BA: «Спецификация, роудмап и другие документы»
А вот рассказ бизнес-аналитика из крупной аутсорс-компании:
— В зависимости от позиции у нас разные коэффициенты пересчета доходов. Я каждый месяц сдаю электронную форму, в которой мне автоматически предлагается пометить какое-то количество часов. Поэтому затрудняюсь сказать, к какому именно проценту зарплаты применяется льгота. А под под произведениями понимаются какие угодно документы: спецификация, роудмап, описание фичи, гайд для юзера, тикет в Jira с описанием (то есть та же спецификация). Письма клиенту сюда не входят.
Кодер в MAANG: «Приходит форма, где надо проставить галочки»
И наконец кейс разработчика.
— Работаю в польском отделении одной из МAANG-компаний по трудовому договору. У меня нет точного списка ролей, которые покрывает льгота, но на меня как разработчика она распространяется. Раз в месяц на почту приходит форма, где надо проставить галочки, что в этом месяце я выполнял творческую работу, передаю авторские права компании и хочу воспользоваться льготой. Код никуда отсылать не надо: на случай аудита и так есть история коммитов. Судя по расчетникам, льгота покрывает чуть больше половины зарплаты — насколько я знаю, это какая-то идеально выверенная с юристами и консультантами пропорция.
Кто еще (не в ИТ) может пользоваться льготой
Те, кто создает аудио- и аудиовизуальные продукты, а также произведения в области архитектуры, архитектуры интерьера, ландшафтной архитектуры, строительного проектирования, градостроительства, литературы, пластических искусств, промышленного дизайна, музыки, фотографии, компьютерных программ, компьютерных игр, театра, дизайна костюмов, сценографии, режиссуры, хореографии, художественного скрипичного мастерства, народного творчества, журналистики и др.
К какой части зарплаты можно применять льготу
Лимитов нет. Но лучше не к 100%.
Закон о PIT не регулирует принципы определения размера авторского вознаграждения. Судебная практика не дает однозначного ответа. Но эксперты считают, что работник не может 100% рабочего времени находиться в творческом полете: он отвечает на письма, звонки, участвует в совещаниях.
Лидия Рожкова:
— Доля рабочего времени, в которое работник/подрядчик занят непосредственно созданием произведения, должна быть указана в договоре. Для программистов, по нашему мнению, нормальным будет 70%.
На практике такой процент может быть определен для каждого сотрудника/подрядчика отдельно, исходя из его рабочих функций или в соответствием с должностью. Но надо быть готовым обосновать его для налоговых органов. Риск ненадлежащего доказательства лежит на плательщике налога. Также нужны доказательства того, что произведения созданы и переданы нанимателю.
Допустим, налоговая нашла нарушения по льготе. Чья это ответственность — работодателя или сотрудника? Кто будет платить?
Работодатель обязан правильно рассчитать и перечислить в бюджет авансовые платежи по оплате подоходного налога за работника. Поэтому все штрафные санкции за ошибки лягут на работодателя.
Но доплатить налог должен будет именно работник. Даже если он уволился из этой компании.
А есть ли разница какой договор у айтишника — umowa o pracę, umowa zlecenie или umowa o dzieło?
Нет. Льгота может применяться вне зависимости от типа договора. В случае претензий налоговой штрафы и пени всегда на стороне налогового агента, а доуплата налогов — на стороне исполнителя работ.
Как правильно оформить льготу?
Работодатель должен вести специальную базу полученных им от работников произведений (уведомлений о создании произведений). При создании каждого произведения (или о произведениях, созданных за определенный период) работник и работодатель должны подписывать соответствующее уведомление.
В договоре с работником/подрядчиком должно быть четко прописано, какой процент от его зарплаты будет учитываться в качестве авторского вознаграждения за созданные им произведения.
Налоговики только сейчас начали проверки, или так было всегда?
Есть информация, что проверки по авторской льготе усилились. Особенно в тех компаниях, где ее применяют наиболее эффективно. Налоговики просят в течение 7 дней предоставить документы для проверки.
Но вообще правомерность применения льгот налоговики контролируют регулярно — к этому всегда надо быть готовым.
В бизнес-инкубаторах те же правила, что и в компаниях?
Согласно законодательству, это такой же наниматель/заказчик, как и остальные юрлица. Там те же правила распределения ответственности.
Но ведь в инкубаторе человек работает по договору с третьей стороной и получает вознаграждение за сданный результат. Значит, у него нет обязанностей, которые нельзя записать в творческую деятельность?
Он все равно может проводить совещания с заказчиком для обсуждения задач. В ALG Legal считают, что доля творческой работы в инкубаторе может быть большей, но все равно не рекомендуют применять льготу к 100% зарплаты.
Стоит ли спорить с налоговой и есть ли шансы на победу?
«Да» — оба раза. Решение налогового органа можно обжаловать в течение 14 дней с даты вручения решения.
Сначала надо отправить апелляцию начальнику налогового органа, который вынес решение — это первая инстанция. В случае отрицательного решения можно обратиться в специальный административный суд.
Апелляция должна быть составлена по особой форме, в ней указывают, какие именно материальные или процессуальные нормы права были нарушены. Ее можно подать на бумаге или в электронном виде через портал налоговой службы.
Пока дело рассматривают, можно ничего не платить. Срок рассмотрения — 2 месяца. Важно: решение по апелляции не может ухудшать положение плательщика.
Достаточно часто апелляционная инстанция выносит решения в пользу плательщика — либо освобождает от доначисленного налога, либо уменьшает сумму штрафных санкций.
Читайте также на Devby.io:
Узнали, сколько наших ИТ-компаний сейчас в Польше. В 5 раз больше, чем до 2020-го
Налоговики в Польше взялись за айтишников
Кого ищут и сколько платят EPAM, Wargaming и другие в Польше