В нашем обществе многие не замечают проблему дискриминации. Она либо считается надуманной, либо чем-то вне плоскости правовых решений (или, наоборот, исключительно юридическим). В основном в публичных обсуждениях упоминается гендерная дискриминация, дискриминация лиц с инвалидностью и ЛГБТК+ сообщества, а после 2020 года также ущемление в правах по политическим причинам. Но на самом деле проблема гораздо шире. Что же нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и что каждый и каждая из нас может сделать сейчас? Этот материал продолжает цикл «Черновик белорусских реформ». В рамках проекта Центра новых идей эксперты и практики кратко рассказывают, как могли бы выглядеть ключевые реформы в нашей стране — когда для этого откроется окно возможностей.
Немного теории прав человека: что такое дискриминация
Дискриминация — это любое необоснованное различие, исключение, ограничение в правах или получение каких-либо преимуществ на основании определенных признаков, имеющие целью или следствием ситуацию, когда человек не может пользоваться своими правами и свободами наравне с другими.
При этом не любое неравное обращение — дискриминация. Международные стандарты прав человека предусматривают «допустимые рамки дифференцированного обращения». Это значит, для того чтобы не считаться дискриминацией, неравное обращение должно быть:
- объективно оправданно;
- для достижения законной цели (то есть цели не должны противоречить правам человека);
- средства достижения этой законной цели не должны превышать необходимые (то есть важно удостовериться, нет иных вариантов).
Например, законной целью могут быть: профессиональные компетенции для любых видов работ, особые требования, определенные спецификой работы, соображения национальной безопасности (например, людей с иным гражданством, как правило, не берут на работу в силовые ведомства и вообще на госслужбу), социальные льготы для определенных групп и так далее.
Существует формальная дискриминация (когда дискриминационные нормы прямо прописаны в законодательстве) и фактическая дискриминация (когда при формальном, закрепленном в законодательстве равенстве, в силу исторических и/или сохраняющихся стереотипов, предрассудков представители определенных групп оказываются в более уязвимом положении, чем другие).
Обязанностью государства является не только устранение формального неравенства, но и борьба с фактическим (именно оно в Беларуси — основная проблема). Хотя как раз недобросовестные государства, говоря о том, что проблемы дискриминации нет, отчитываются именно тем, что «по закону все равны».
В чем проблема в Беларуси
Не существует такого государства, в котором бы проблема дискриминации была решена полностью. Вместе с тем на жизнь конкретного человека влияет не столько сам по себе факт наличия в государстве неравенства, сколько то, видит ли государство эту проблему и какие шаги предпринимает, чтобы ее разрешить. Вопрос дискриминации в белорусском обществе стоит остро, столь же остро, как непонимание этой проблемы обществом, так и нежелание со стороны государства ее разрешать.
Дискриминация как негативное явление имеет свою специфику. С одной стороны, сама по себе она — юридическая проблема, потому что это нарушение права на равное обращение, а в случае Беларуси — также и невозможность защитить это право. С другой стороны, истоки появления и укоренения в обществе дискриминационных практик — это стереотипы, страхи, предрассудки, которые, в свою очередь, появляются от недостатка/искажения/неполноты информации, политики, практики или культурных традиций, которые создают неудобства для одних и привилегии для других.
Прямой юридической обязанностью государства является не только создание эффективного законодательства и механизмов защиты, но и борьба с любыми явлениями, которые влияют на практику обращения с человеком.
При этом существуют стереотипы и относительно самой дискриминации: те, кто с этим не сталкивался, как правило, считают, что такой проблемы нет. Те, кто проходил через это, часто не понимают, что их дискриминировали. Равно так же, как и те, кто дискриминирует, часто не понимают, что нарушают права человека. В том числе и поэтому оценивать масштабы этой проблемы в белорусском обществе очень сложно. После 2020 года, когда огромное количество людей столкнулось с дискриминацией по политическим соображениям, ситуация с общественным восприятием дискриминации должна была немного поменяться в лучшую сторону.
Однако можно заметить, как некоторые люди, сами подвергшиеся очевидной дискриминации, отказываются понимать, что ситуация, когда тебе не дают матрас на Окрестина, потому что ты «политический», и ситуация, когда женщину не берут на работу, потому что «она скоро родит и будет ходить на больничный», и ситуация, когда родители не могут найти белорусскоязычный садик/класс в шаговой доступности, «потому что все в основном хотят на русском» (и многие другие примеры по той же логике) — это все одна и та же ситуация. Ситуация необоснованного неравного обращения.
В Беларуси на государственном уровне нет системы мониторинга мер по борьбе с дискриминацией, также не проводилось комплексных социологических исследований в этой сфере.
Вот в каких сферах в Беларуси дискриминируют людей
-
Рынок труда: гендерная дискриминация, дискриминация по признаку принадлежности к ЛГБТК+ сообществу, инвалидности, возраста и др.
- Медицинские услуги: проблема с дискриминацией пожилых людей, дискриминация на основе ВИЧ-статуса, по признаку принадлежности к ЛГБТК+ сообществу, людей с инвалидностью, людей (особенно детей) с аутизмом.
- Образовательные услуги: дискриминация по признаку языка (как ни парадоксально, но в Беларуси по этому признаку больше всего дискриминируются представители титульной нации), по признаку инвалидности (особенно в отношении детей), после 2020 года — по признаку национальной принадлежности дискриминируемы польское, литовское национальные меньшинства.
- Социальное обеспечение: например, «ловушка» страхового стажа, в которую попадают преимущественно женщины в силу распределения гендерных ролей в обществе.
- Транспортные услуги, жилье, городская среда: несоблюдение стандартов безбарьерной среды в отношении людей с инвалидностью.
- Государственное регулирование общественного сектора: например, отказ в регистрации определенным НГО, независимым профсоюзам по признаку политических убеждений.
- Система правоохранительных органов: например, этническое профилирование (рома), дискриминация по политическим убеждениям.
- Система исполнения наказания: например, несоблюдение условий содержания по признаку политических убеждений, неравные возможности для людей с инвалидностью.
- Сфера медиа: «язык вражды» в отношении определенных групп (например, тут), неравные возможности для людей с инвалидностью.
- Реклама: сексизм и объективация в рекламе.
Приведенные примеры — не исчерпывающие, как и сам перечень сфер и признаков. Перечисленное — лишь верхушка айсберга. О каждой из этих сфер можно и нужно делать отдельное комплексное исследование.
Как проблема (не)решена в действующем законодательстве
Если кратко — в Беларуси отсутствуют необходимые законодательные нормы. Это значит:
- во-первых, в законодательстве отсутствует общее понятие дискриминации, применимое в любой сфере, регулируемой правом. Отдельно о ней говорится в Трудовом кодексе, Законе о правах инвалидов и их социальной интеграции. Общие нормы о равном обращении есть, например, в Законе о правах ребенка и некотором процессуальном законодательстве. В случаях, не попадающих под эти документы, апеллировать остается лишь к общей норме о равенстве в ст. 22 Конституции;
- во-вторых, как следствие, белорусское законодательство не устанавливает эффективных механизмов правовой защиты от неравенства: не предусмотрена антидискриминационная экспертиза законодательства; не обеспечены процессуальные условия для эффективного рассмотрения дел о дискриминации судами.
В делах о дискриминации, согласно лучшим законодательным практикам, бремя доказывания должно быть перенесено на ответчика (а не по общему правилу распределяться равномерно между сторонами). Это значит, что тот, чьи действия заявляются как дискриминационные, должен доказать, что это не так, а не жертва неравенства должна доказывать, что ее дискриминировали. Это связано с тем, что в таких делах стороны находятся в неравном положении: дискриминируемая более уязвима, так как именно от того, кто дискриминирует, зависит возможность реализовать право.
Во многом из-за вышесказанного в Беларуси практически отсутствует судебная практика по делам о дискриминации. Обращения в суды неэффективны, они часто уклоняются от рассмотрения по существу дел о дискриминации.
Как должно быть
Юридический и социокультурный элементы в борьбе с дискриминацией очень взаимосвязаны. Одно без другого просто не будет работать. Поэтому реформа в этой сфере должна носить комплексный характер:
- политика и стратегии по борьбе с дискриминацией. В таких планах, помимо прочего, должны быть предусмотрены меры по просвещению и образованию. Особый упор стоит сделать на трех группах: чиновниках, представителях бизнес-сообщества и юристах. От первых двух зависит возможность реализации права, а третьи должны уметь оказывать квалифицированную помощь в случае дискриминации;
- комплексное антидискриминационное законодательство. Оно складывается из Конституции, международно-правовых обязательств, специального закона о равенстве, который должен быть принят, и существующих законодательных актов (в которые важно будет внести изменения после принятия закона);
- эффективная система средств правовой защиты. Сюда же включается и создание специального органа для обращений по делам о дискриминации. Эту функцию может выполнять как общий омбудсмен, так и специализированный. В качестве хорошей практики из близкого нам контекста можно привести Совет по равенству Молдовы;
- система мониторинга.
Центральным элементом реформы является принятие отдельного специального закона о равенстве. Именно он может обеспечить необходимую системность в борьбе с дискриминацией для всех, кого это может касаться.
Что конкретно должно появиться в новом законе?
- четко прописанная терминология (определение самой дискриминации, ее видов и форм, других релевантных понятий) которая будут касаться дискриминации по любому из защищаемых признаков и в любой из сфер, регулируемых правом;
- указание на то, что этот закон определяет правовые основы антидискриминационной политики государства, устанавливает общие стандарты равенства и недискриминации;
- положения, определяющие основные правила, касающиеся обжалования актов дискриминации в судах;
- полномочия соответствующих государственных органов и меры ответственности за нарушение законодательства о равенстве;
- положение об обязательной антидискриминационной экспертизе в процессе нормотворчества;
- положения о создании специального органа для рассмотрения жалоб о дискриминации.
Что каждый и каждая из нас может сделать прямо сейчас
Если коротко — бороться со своими предрассудками и стереотипами и развивать в себе эмпатию:
- важно пытаться понять, что потенциально каждый и каждая из нас может стать жертвами дискриминации. Хорошо сказал покойный председатель Белорусского Хельсинского Комитета Олег Гулак в одном из своих интервью: дискриминации всегда подвергается меньшинство, большинству всегда спокойно, но у каждого из нас есть индивидуальность, особенности, которые в той или иной ситуации относят нас к меньшинству. Мы все — меньшинство по какому-то признаку;
- не нужно считать, что принятие «других», принятие чьей-то «инаковости» требует от вас полюбить и принять чуждые вам убеждения или практики. Нет. Принятие «инаковости» другого человека означает признание за ним/ней такого же человеческого достоинства, какое есть у вас;
- пытайтесь чаще вставать на место другого человека. Чаще задумывайтесь над тем, что, как и в какой форме вы говорите и делаете в отношении уязвимых групп;
- если вы видите, что вас дискриминируют, но не можете в данный момент защититься с помощью правовых средств — как минимум, не нормализуйте ситуацию своим молчанием. Называйте вещи своими именами: я не могу сейчас защитить себя, но я хочу, чтоб вы знали — вы сейчас меня дискриминируете потому и потому (естественно, также важно избегать и манипуляций дискриминацией и обвинять в этом в каждом случае, когда не удается получить желаемое);
- если вы видите, что кого-то рядом с вами дискриминируют, по мере сил пытайтесь защитить человека и точно так же называйте вещи своими именами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.