15 июня 1994 года вышел «Король Лев» — самый кассовый рисованный мультфильм всех времен. Мюзикл на его основе идет дольше любой другой бродвейской постановки, а в 2024 году Disney собирается выпустить «Муфасу» — приквел об отце Симбы. Кинокритик Антон Долин объяснил «Медузе», что сделало «Короля Льва» великим фильмом.
За последние десятилетия коммерческая анимация изменилась до неузнаваемости. Тем поразительнее рекорды, которые продолжает удерживать на протяжении всего этого времени «Король Лев» — пик «ренессанса Disney», пришедшегося на 1989−1999 годы.
В 1994-м он стал самым кассовым фильмом года и вторым по сборам за всю историю кино, уступив только вышедшему годом раньше «Парку Юрского периода». Со сборами, по совокупности приблизившимися к миллиарду долларов — 968 миллионов на сегодняшний день, — он долгие годы оставался лидером бокс-офиса среди всех полнометражных мультфильмов в истории и продолжает занимать это место среди традиционно анимированных фильмов (абсолютный рекорд сегодня принадлежит трехмерному и анимированному при помощи компьютера «Холодному сердцу 2» той же Disney). Но что важнее, «Король Лев» не теряет свой популярности среди зрителей, подтверждение чему — неизменный успех одноименного мюзикла, многочисленные сиквелы, спин-оффы и римейки. Какие именно факторы предопределили столь неординарный успех мультфильма?
Сюжет «Гамлета»
Даже многие поклонники «Короля Льва» с удивлением узнают о том, что сценарий мультфильма основан на шекспировском «Гамлете». Хоть интрига классической трагедии опознается без труда, сегодня большинство зрителей знакомится сначала с «Королем Львом», где смысловые акценты расставлены совсем не по-шекспировски. Сюжет мультфильма остается в памяти как позитивная сказка о победе над злом, а не безнадежная притча о борьбе за корону.
Тем не менее история здесь рассказана та самая. Завистливый дядя (Клавдий, он же Шрам) коварно губит благородного короля (Гамлет-старший, он же Муфаса), чтобы сесть на трон самому и лишить принца (Гамлет, он же Симба) права на корону. Но принц, окрепнув и набравшись мужества, бросает вызов узурпатору. Финалы у двух историй, конечно, разные, как и участь заметно изменившихся Офелии (львица Нала) и Полония (птица-носорог Зазу). Но сходств больше, чем различий, есть даже явление призрака духа убитого короля.
Отсюда — столь поражающий и прельщающий аудиторию драматизм «Короля Льва»; многие вспоминают, что самой большой художественной травмой их детства была сцена гибели Муфасы. Любопытно, что первым за разработку мультфильма взялся режиссер и сценарист Джордж Скрибнер (позже его заменили другие сценаристы и режиссеры), который в полнометражном «Оливере и компании» уже пересказывал языком семейной анимации «взрослый» текст — «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса.
В итоге постановщиками «Короля Льва» стали Роджер Аллерс и Роб Минкофф, принесшие в мультфильм оптимизм и музыкальность, — для каждого из них эта работа стала самой успешной и знаменитой. Среди сценаристов и авторов идеи значатся двадцать человек, но мысль «добавить „Гамлета“», согласно легенде, принадлежит продюсеру Джеффри Катценбергу.
А ведь рождался замысел из непритязательной задачи снять «„Бэмби“ в Африке». Впрочем, стоит вспомнить, что сцена гибели матери олененка из «Бэмби» была столь же значительной травмой для предыдущих поколений зрителей.
Хакуна матата
В переводе с суахили эта формула, которую миллионы детей затвердили в 1990-х, означает «живи без забот». Ей обреченного на смерть малыша Симбу, оплакивающего гибель отца и изгнание, обучают неожиданные новые друзья — проницательный сурикат Тимон и разбитной бородавочник Пумба. В «Гамлете» у заглавного героя лишь один верный друг — Горацио, на него Тимон и Пумба похожи не больше, чем на наушников Розенкранца и Гильденстерна. Совершенно отдельная и получившая собственную культовую славу линия возмужания Симбы в окружении беззаботных друзей, как ни удивительно, навеяна другим шекспировским шедевром — «Генрихом IV», где принца Хэла воспитывает дружелюбный гуляка и враль Фальстаф. Именно его жизненная философия вполне может уложиться в формулу «хакуна матата».
Явление Тимона и Пумбы как будто переключает регистр повествования с эпически-трагического на комедийный, позволяя зрителям выдохнуть и расслабиться после сцены гибели Муфасы. Еще важнее то, что присутствие бородавочника и суриката меняет жанр повествования «Короля Льва». Теперь это «роман воспитания» — весьма распространенная и востребованная в детской литературе и кинематографе форма, к которой Disney до тех пор прибегал в анимации сравнительно редко — лишь четыре раза («Пиноккио», «Бэмби», «Меч в камне», «Книга джунглей»).
«Хакуна матата» стала одним из лозунгов 1990-х — десятилетия страшных политических катаклизмов, вместе с тем наполненного радостью жизни, которую излучала поп-культура.
Реалистичность
Сегодня это может показаться невероятным, но «Король Лев» был для своего времени революционно реалистичным мультфильмом, резко порывавшим с традициями семейной анимации Disney и канонами изображения животных для детской аудитории в фильмах 1960−80-х, возвращаясь к точности «Бэмби» и совершенствуя ее.
Инициатором такого подхода был вице-президент Walt Disney Feature Animation Чарли Финк, которому приписывается первоначальный замысел «Короля Льва» — он даже специально посещал зоопарк Лос-Анджелеса в обществе сценаристов будущего фильма, чтобы наблюдать за поведением животных. Джордж Скрибнер, которого первым привлекли к режиссуре «Короля Льва», хотел сделать мультфильм чуть ли не документальным по степени точности, а уволили его именно потому, что режиссер не хотел принять более развлекательную концепцию.
Несмотря на то, что «Король Лев» стал более сказочным и детским, от идеи скрупулезного изучения африканской природы авторы не отказались. Аниматоры работали над созданием образов в зоопарке Майями Метро и консультировались с ведущими экспертами по жизни животных саванны Роном Магиллом и Джимом Фаулером. А экспедиция в кенийский национальный парк помогла им нарисовать карту земель прайда, где разворачивается действие «Короля Льва».
Принцип реалистичности применили и по отношению к актерам, озвучивавшим роли: например, мимика Шрама срисована с лица говорившего за него Джереми Айронса. Кастинг проводился придирчиво, аниматоры и артисты работали синхронно ради цельности и убедительности каждого персонажа. До сих пор роли Айронса, Мэттью Бродерика (взрослый Симба), Мойры Келли (Нала) и Роуэна Аткинсона (Зазу) считаются эталонными для мейнстримной анимации.
Музыка и песни
Воспринимать «Короля Льва» в отрыве от его музыкальной составляющей невозможно, хотя изначально решение студии сделать мультфильм мюзиклом считалось рискованным: поющие животные, нарисованные и анимированные реалистично, без антропоморфизации — серьезный вызов для аниматоров. Однако сила созданной для мультфильма музыки была столь велика, что сомнений не оставалось. До сих пор песни и мелодии «Короля Льва» — визитная карточка Disney.
Первоначально предполагалось, что музыку будет писать Алан Менкен, создавший прославленные саундтреки «Русалочки», «Красавицы и чудовища» и «Аладдина». Но композитор не был доступен, как и второй выбранный продюсерами кандидат — Бенни Андерссон из ABBA, на тот момент занятый работой над театральным мюзиклом для шведской сцены.
Тогда руководство Disney обратилось к Элтону Джону. Тот с удовольствием согласился, признав, что когда-то на него произвели неизгладимое впечатление песни из «Книги джунглей»: создание чего-то сопоставимого было для поп-звезды привлекательной задачей. Слова для песен пригласили писать Тима Райса, известного прежде всего рок-оперой Jesus Christ Superstar.
Вместе с Джоном они создали для фильма пять песен, как минимум три из них получили вирусную известность — эпическая Circle of life, озорная Hakuna Matata и лирическая Can You Feel the Love Tonight, звучавшая на финальных титрах в исполнении самого певца. Столь же важную роль для фильма играет инструментальный саундтрек — шедевр Ханса Циммера, соединившего симфонический размах с эксцентричностью и юмором.
И Джон с Райсом, и Циммер получили — каждый — по «Золотому глобусу», «Оскару» и «Грэмми» за музыку к «Королю Льву». Саундтрек стал основой для невероятно популярного мюзикла, идущего на подмостках с 1997 года по сей день.
Вселенная «Короля Льва»
В создание мультфильма вложили столько энергии, сил, денег и таланта, что это обязано было привести — и привело — к появлению целой художественной вселенной «Короля Льва». Благодаря этому сказку не забыли новые поколения зрителей, которые возвращались к первоисточнику снова и снова.
С 1995-го по 1999 год на телеканале CBS шел комедийный сериал Брэда Нива и Тони Крейга «Тимон и Пумба», отдававший должное самым любимым персонажам оригинального мультфильма. Их уморительные приключения выходили далеко за рамки африканской саванны.
В 1998 году сразу на видео вышел сиквел «Король Лев 2: Гордость Симбы», посвященный взрослению дочери Симбы — Киары. История ее влюбленности в Кову, наследника Шрама, вдохновлена сюжетом «Ромео и Джульетты». В 2004-м вышел «Король Лев 3: Хакуна матата», где события оригинального мультфильма показаны глазами Тимона и Пумбы — по сути, вольная анимационная вариация пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», спин-оффа «Гамлета» под авторством нашего современника Тома Стоппарда.
Также из «Короля Льва» родились три видеоигры, два шоу-аттракциона в «Диснейленде» и мюзикл, побивший рекорд по длительности проката среди всех остальных бродвейских музыкальных спектаклей. Для него Элтон Джон и Тим Райс написали три дополнительные песни, постановщицей стала Джули Тэймор (позже она снимала экранизации Шекспира и байопик Фриды Кало). Шоу было удостоено шести театральных премий «Тони».
В 2019-м вышел полнометражный игровой римейк «Короля Льва», режиссером которого стал Джон Фавро («Железный человек»). Картина с музыкой тех же Циммера и Джона вызвала неоднозначный прием у критиков, писавших об эффекте «зловещей долины» от зрелища предельно реалистичных, но говорящих и поющих животных. При этом она стала кассовым чемпионом, побив по размеру сборов оригинальный мультфильм (собрав 1 миллиард 656 миллионов долларов, игровой «Король Лев» занял седьмое место в списке самых коммерчески успешных фильмов всех времен).
К концу 2024 года ожидается выход оригинального приквела к тому фильму — «Муфаса», главным героем которого станет отец Симбы. Интересно, что за его постановку взялся режиссер авторского и фестивального кино, лауреат «Оскара» за «Лунный свет» Барри Дженкинс. В своих интервью он настаивает, что для него этот проект — не способ заработать, делая для студии большой коммерческий заказ, а глубокий и личный фильм.