На Netflix вышел польский сатирический сериал «1670» — талантливое мокьюментари о жизни шляхетской семьи в Речи Посполитой XVII века. «Зеркало» посмотрело несколько серий и может смело рекомендовать его вам — это отличная возможность на время спрятаться от абсурдных новостей в мире абсурдного юмора.
Это польский сериал? Что в нем такого особенного?
Последние 15 лет польская киноиндустрия переживает ренессанс. Кино из этой страны давно любят и ждут на международных фестивалях, оно становится более доступным массовому зрителю. Охотно его смотрят и за пределами самой Польши — об этом говорят, например, десятки разножанровых польских шоу на Netflix — от фестивальных хитов и экспериментальной анимации до ситкомов и реалити-шоу.
Немудрено, что теперь у поляков появился еще и свой «Офис», только в историческом антураже — речь о сатирическом сериале «1670», снятом в псевдодокументальном стиле. И хотя действие переносит зрителя в шляхетские времена, утрированная попытка их осовременить бросается в глаза уже с первых сцен — и это завораживает.
Я точно что-то пойму, если я не из Польши?
Глобально «1670» будет понятен вообще всем, но тем, кто что-то знает об истории Речи Посполитой и ВКЛ, смотреть будет еще интереснее. Авторы нашпиговали сериал множеством отсылок к нашему общему с поляками историческому прошлому, но и без их понимания с восприятием сюжета проблем не будет — тем более, что на самом деле он не об истории, а о современности.
О чем вообще этот сериал? Он не скучный?
Сериал рассказывает историю одной шляхетской семьи, владеющей селом Адамчиха, и их холопов. В центре сюжета — глава семейства Ян Павел, мечтающий стать самым известным Яном Павлом в Польше (история подсказывает, что у него не получится). Несмотря на непомерные амбиции, быть уважаемым политиком шляхтичу мешают средневековые предрассудки. В образе Яна Павла легко угадываются старомодные автократы-популисты с их неумением проигрывать и любовью к изжившим себя традициям.
Своим холопам, у которых, само собой, нет избирательного права, Ян Павел говорит так: «Не голосуешь — не имеешь права жаловаться». Этого персонажа легко можно было бы возненавидеть, если бы не харизма актера Бартломея Топы, сыгравшего шляхтича.
У Яна Павла два сына: «непутевый» Станислав, который все делает по-своему, и Якуб — религиозный фанатик, «самый умный в семье». Есть у шляхтича и дочь Анеля — она дружит с крестьянами, учит их сортировать мусор и бороться за свои права. Шляхетная паненка даже пытается организовать в своей деревне марш равенства. Словом, Анеля — из тех немногих, кто может пойти против воли своего капризного и инфантильного отца.
Наконец, жена Яна Павла — набожная и холодная Зофья. Кажется, у супругов есть только одно общее — ненависть к соседу Анджею, который владеет второй половиной Адамчихи. Сосед негодяй только потому, что он более прогрессивный.
А с Беларусью сериал как-то связан?
Да. Еще один ключевой персонаж «1670» — холоп Матей, помощник кузнеца. Он литвин, а в Адамчиху приехал из ВКЛ «в рамках обмена крестьянами Erasmus». Литвином в Польше того периода могли бы назвать как предков современных литовцев, так и белорусов. Но Матей православный, а значит, скорее всего, это как раз наш предок, житель современной территории Беларуси.
Матей иронично воспринимает свое холопское положение. «Залог мирной жизни — отсутствие желаний», — шутит он. Но за свои желания персонаж еще поборется. Спойлер: это, пожалуй, самый милый и свободолюбивый герой сериала, своего рода резонер.
Сожителем Матея становится его полная противоположность — поляк Богдан, брат Зофьи, гиперболизированный националист, мечтающий о развязывании новых войн. «Польша для поляков!» — скажет Богдан после разговора с Матеем. А после упоминания о «Речи Посполитой двух народов» грустно добавит: «…и литвинов».
Ладно, почти уговорили! Что еще мне нужно знать?
Красота сериала — в эклектичности и непредсказуемости. На экране могут оживать иконы или полотна мастеров эпохи Возрождения. А потом их вдруг сменяет психоделический рейв. Или музыкальный клип. Или вообще что-то внежанровое. Внимательная камера точечно подмечает то, что вызывает улыбку. А потом по-философски отдаляется от персонажей, чтобы дать зрителю самому сделать выводы — большое видится на расстоянии.
На самом деле сериал становится для авторов поводом поговорить о современности, как бы посмотреть на себя и соседей со стороны, посмеяться над тем, что болит. Исторические декорации для этой цели подходят отлично — они делают сатиру более зубастой. Ну а смесь драмы и иронии — удачная формула, чтобы в 2023 году сказать что-то серьезное и быть услышанным.
«1670» препарирует вневременные конфликты: народ и власть, отцы и дети, богатые и бедные. При этом за несколько эпизодов авторы хлестко проходятся и по актуальным проблемам — у себя дома, в Европе, в мире. В сериале будут говорить об экологии, вегетарианстве, феминизме, объективации женщин, активизме, правах человека, ксенофобии, национализме, расизме, толерантности. И все это — через призму юмора и иронии, а местами и черного юмора и гротеска.
Что ценно, создатели ни на минуту не проваливаются в морализаторство, а просто разрешают себе честно рефлексировать прошлое и по-здоровому высмеять себя настоящих.
Все восемь серий «1670» уже можно найти на Netflix. Учитывая, что сериал успел стать хитом на стриминговой площадке, скорее всего второй сезон не заставит себя ждать.