На сцене Национального театра оперы и балета Беларуси 22 ноября пройдут обменные гастроли Большого театра России. Восточные соседи привезут в Минск оперу «Царская невеста» и балет «Иван Грозный», сообщает на своем сайте минский коллектив. Но есть нюанс: создатели второй постановки оправдывают главного героя, который к тому же вошел в историю Беларуси как жестокий захватчик.
Кем был Иван Грозный?
Балет «Иван Грозный» поставили в московском Большом театре еще в 1975 году во время брежневского застоя. Хореографом выступил Юрий Григорович.
Главным героем спектакля стал московский царь Иван Грозный (1533−1584). Начинавший как реформатор, позднее он превратился в жестокого тирана. По его инициативе проводилась политика опричнины, включавшая репрессии и террор в отношении собственного населения. В ее рамках только в Новгороде были уничтожены 10−15 тысяч человек, тогда как все население города не превышало 30 тысяч. Поход туда был не единственным — по дороге войско побывало в Твери, где убило несколько тысяч человек, на обратном пути — в Пскове.
Свою страну Грозный оставил в ужасающем состоянии, что косвенно привело к Смуте (время системного кризиса, имевшего место в Русском царстве на рубеже XVI–XVII веков).
Черный след Иван Грозный оставил и в Беларуси. В 1563-м московские войска после осады взяли штурмом Полоцк — один из крупнейших городов Великого княжества Литовского. При сдаче царь обещал не трогать его защитников, но слово свое сдержал лишь частично.
В пропагандистских листках того времени утверждалось, что в городе было убито 20−70 тысяч человек, остальные бежали. Но эти цифры явно преувеличены: в Полоцке не было столько населения, да и документы свидетельствуют, что в городе после захвата все еще оставались жители. Поэтому, как утверждает белорусский историк Андрей Янушкевич, доверять им не приходится. Но все же репрессии в адрес горожан, безусловно, были. Слово российскому историку Александру Филюшкину, написавшему в соавторстве книгу «Когда Полоцк был российским. Полоцкая кампания Ивана Грозного 1563−1579 гг.»:
«Польская „Хроника“ Матея Стрыйковского содержит известие о том, что после взятия Полоцка в город вошли татары, которые порубили монахов-бернардинцев, а местные евреи были утоплены в р. Двине. Согласно местным преданиям, евреев утопили в Волове озере, где их выгнали на лед и затем обрубили его. Генрих Штаден (опричник Ивана Грозного. — Прим. ред.) писал, что вместе с евреями, безуспешно пытавшимися откупиться от лютой казни, Грозный утопил и весь сдавшийся польско-литовский гарнизон. Это известие присутствует и в русских летописях. <…> У полоцких евреев было место памяти: старое кладбище возле урочища Салоник, где, по преданию, похоронены всплывшие на поверхность трупы еврейских мучеников 1563 г. Здесь сложно отделить легенды, всегда возникающие в подвергшейся иноземному вторжению местности, от реальности. К такого рода сведениям надо относиться с осторожностью, хотя в них нет ничего невероятного, и нет оснований совсем отказывать им в историчности».
В любом случае бесспорно, что взятие Полоцка сопровождалось серьезными жертвами со стороны защитников и масштабным разрушением древнего города (по нему массированно били из пушек). Как минимум часть горожан была уведена в плен на восток, многие из них там и закончили свою жизнь, других перепродавали в рабство. Сам Полоцк после этого захвата уже никогда не восстановил былое величие.
Взятие города сопровождалось вывозом из него ценностей. Например, именно после 1563 года исчезают упоминания о «Полоцком Евангелии» конца XII — начала XIII века, которое, по легенде, создала Евфросиния Полоцкая. Судя по всему, книгу вывез из Полоцка именно Иван Грозный. В следующий раз Евангелие всплыло лишь в середине ХIХ века. Теперь оно хранится в Санкт-Петербурге. Между тем рукопись считается древнейшей сохранившейся в почти полном объеме книгой, созданной и использовавшейся на территории Беларуси.
Как показали царя на сцене?
В балете Юрия Григоровича нашли отражение репрессии. Но, по версии авторов балета, они начались после того, как бояре при участии князя Андрея Курбского отравили первую и любимую жену царя Анастасию. Курбский трактуется как предатель, который бежал из страны. В реальности же этот человек не имел никакого отношения к смерти царицы. Он бежал в Великое княжество Литовское, спасаясь от царского гнева. Но в балете репрессии объясняются личными причинами и таким образом частично оправдываются. Сам же образ царя романтизируется.
«Постановка Григоровича, хоть и отрицавшего любую возможность актуализировать балет, на фоне первых попыток реабилитировать Сталина выглядела вполне однозначно и воспринималась как „антидиссидентский“ спектакль. О том, каким виделся „Иван Грозный“, в 1981 году написал в своей книжке „Дивертисмент“ балетный критик Вадим Гаевский. Тогда за три критические страницы, посвященные этому балету и его создателю, оставившему позади свои главные шедевры — „Щелкунчика“ и „Спартака“, тираж книги был изъят, в издательстве сменили все руководство, а автора не печатали еще три года», — писала критик Татьяна Ершова.
По ее словам, «Грозный» Григоровича «оказался квинтэссенцией „русскости“, которой гордятся и которую выпячивают, особенно на официальном уровне, неким идеальным образцом „государственной“ культуры».
Созданный в СССР балет шел до 1990 года, после чего был возобновлен в 2012-м. Как писала Ершова, «образ тирана, сформированного тяжким временем, вынужденного бороться с инакомыслием репрессивными методами, сейчас, как и в 1975 году, кажется заигрыванием с властью, но главное, что любому, кто сейчас видел балет, понятно: он больше про „православие, самодержавие, народность“, а не про музыку [Сергея Прокофьева], хоть и замечательную».