На днях на канале Свято-Елисаветинского монастыря в YouTube вышла беседа духовника Андрея Лемешонка с прихожанами. Мы уже рассказывали о том, как он рассуждал о репрессиях в мире, вступлении в пионеры и «очищении» страны от айтишников. Но среди этих вопросов было несколько и о личной, сексуальной жизни — вот что отвечал Лемешонок по этому поводу.
«Не надо вспоминать и оживлять грех в себе»
Одного из прихожан, приславшего вопросы, интересовало, как «сказать на исповеди за плотские грехи, чтобы не смущать ни батюшку, ни себя». Как пример греха мужчина привел «рукоблудие не себе, а венчанной жене».
— Я думаю, нужно находить правильные слова, и думаю, что Бог даст вам эти слова. Понимаете, вы чувствуете, что вот эти отношения они, ну… Некрасивы для вас, вы смущаетесь — надо так и говорить. Необязательно все прямо детально рассказывать. Главное, чтобы вы внутренне это переживали. Может быть, даже есть такие моменты, когда на исповеди не надо вот эта детализация, — предположил Лемешонок. — Нам не надо вспоминать и оживлять грех в себе. Нам нужно его вырвать из нашего сердца.
Духовник считает, что можно рассказать, если конкретный священник что-то потребует, но среди служителей просить подробности не приветствуется.
— Вообще, мне кажется, что важно, чтобы на исповеди человек просил помощи божьей. Не потому что можно сказать что-нибудь не то, а чтобы ты увидел, что тебе мешает, что мучает твою душу. Это не сразу открывается, — рассказывает Лемешонок. — Но, если человек ведет диалог с Богом — а это на исповеди, — если он проговаривает какие-то вещи, если он не прячется… Ведь если человек прячется, он хочет, чтобы о нем хорошо думали. Это ужасное состояние, когда человек хочет сохранить себе такую внешнюю картинку, что он такой духовный. На самом деле это ж все видно и как раз вызывает отторжение. А вот когда человек искренен и хочет все это вычистить, вырвать из сердца и своей жизни, то смотришь и испытываешь радость, что он избавляется от греха.
«Когда человек в праздности, начинаются блуждания»
Еще один вопрос касался того, «как побороть свою плоть» в целом. Лемешонок заметил, что силу тела надо употреблять «на благое».
— Когда человек занят, когда он устал, когда он делает доброе и нужное дело и когда кончается день, у него единственное желание — лечь и поспать. А когда человек в праздности, начинаются помыслы, какие-то мечтания, блуждания… Ну, там и грех, — констатировал духовник.
Самым лучшим «лекарством» от такого Лемешонок называл «трудотерапию». По его мнению, она может исправить любого грешника.
— Но это только если человек не лентяй, — добавил он. — А если лентяй, то он найдет возможность себя оправдать. Поэтому труд и молитва — два весла, которыми мы гребем и направляем свою ладью жизненную к Христу.