На сцене вильнюсского Малого театра прошли показы спектакля Infinity («Бесконечность») с белорусскими и английскими субтитрами. Тема постановки, премьера которой состоялась еще в прошлом году, — события в Беларуси во время и после президентских выборов 2020-го. Поговорили с литовской театральной режиссеркой Габриэле Туминайте, почему тема Беларуси стала для нее одной из важнейших в творчестве, какие ошибки совершил Запад в отношении нашей страны и как на ее спектакль отреагировали простые литовцы.
Габриэле начала создавать Infinity в 2020-м, когда в нашей стране шли протесты. Тогда она работала над другой постановкой: про депортации и высылки из Литовской ССР в Сибирь.
Для нее это личная история — прабабушка и прадедушка Габриэле были высланы туда в сталинские времена.
— Они там умерли, моя бабушка осталась сиротой, только потом вернулась в Литву. Такие люди, как она, старались сохранять литовский национальный дух и в ссылке, пели наши песни, чтобы в будущем их дети восстановили независимую Литву. Поэтому я с детства слушала истории про репрессии и очень боялась войны. Это был мой самый большой кошмар: если она начнется, не буду знать, кого спасать.
В 2020-м Габриэле репетировала спектакль в Лукишской тюрьме.
— Возвращаюсь как-то оттуда домой, включаю телевизор и вижу, что в Беларуси происходит то же самое, что когда-то и в Литве: репрессии, поломанные судьбы.
Спустя полтора года в России стали говорить, что [не остановятся на Украине], что пойдут дальше, [на Запад]. Все мои друзья говорили, что в наше время танков на улицах не будет. А я настаивала, что чувствую напряжение, слышу лозунги, в которых проявляется агрессия. Я как параноик скупила еду, думала, что делать, если не будет связи. Для меня война — очень реально, ее события не кажутся мне чем-то далеким.
Когда режиссерка смотрела на протесты в Беларуси, она понимала, что «голос этой огромной толпы пропадет», а это несправедливо.
— Со стороны события в Беларуси казались карнавалом. Я не могла поверить, что все это происходит в реальности. Поэтому в спектакле я использую гротеск. Но в такой репортажной форме не обойтись без психологии.
Infinity — международный проект, объединяющий в себе джаз и театр. Его литературная основа — пьеса белорусского драматурга Андрея Курейчика, а также отрывки из произведений литовского поэта и кинорежиссера Ионаса Мекаса. К актерам Малого театра в этой постановке присоединился джазовый оркестр NoJo Airlines Orchestra, вышедший на сцену.
Театр и джаз в спектакле — это как будто соревнование двух полюсов: театр олицетворяет напряжение авторитаризма, а джаз — добро и деятельность свободной, неугнетенной творческой личности.
— Музыканты, которые играют джаз, выражают свободу мысли. И мы отлично вписали их в эту жесткую тему. Их оружие — это свобода.
По мнению режиссерки, теперь важно говорить о том, как общество реагирует на произошедшие события: решает забыть об этом, нивелировать борьбу революционеров или помнить о ней.
— Скольким белорусам из театральной сферы поломали жизни, карьеры, — рассуждает Туминайте. — Но до сих пор встречаются люди, которые говорят, что этим жертвам не повезло или они сделали что-то не так. А что не так? Они сидели в тюрьме, их били, насиловали. Такая же схема существовала и с Литвой. Нам говорили: вы же приняли Советский Союз! Устаешь от этих объяснений, но потом надо как-то взбодриться, набраться сил и отстаивать правду.
Габриэле убеждена, что мировое сообщество ошиблось, когда сразу не вмешалось в ситуацию в Беларуси.
— Если есть свидетельство, что страна системно делает такие чудовищные вещи, нужно сразу прекращать все контакты. Это как плесень, которую если не остановить, она понемногу разрастается и дальше.
Туминайте подчеркивает: хотя революция в Беларуси не победила, это не меняет того факта, что с тысячами ее участников сейчас происходят чудовищные вещи.
— Кто-то сидит в тюрьме, кто-то в эмиграции, а кто-то прячется в стране. Но преступление против этих людей совершено. Об этом надо говорить.
В ее спектакле есть монолог белоруса, умершего в тюрьме.
— Он говорит, что его смерть ничего не стоила. Для меня это больно. В этом моменте хочется, чтобы люди, которые так чувствуют, подумали иначе, чтобы это не было правдой.
Через всю постановку проходит тема борьбы добра и зла. Интересуемся у Туминайте, побеждает ли добро?
— В постановке есть девочка, которая ждет, когда ее родители вернутся с протестов, наблюдает за событиями с балкона. Она создает там свой мир, но в итоге зло приходит на ее балкончик. И уничтожает ее. Оптимистичного финала нет. А если говорить про жизнь, то нужно не позволять злу прийти. Каждое мнение, каждое слово на это работает.
Литовский зритель с интересом воспринял постановку, говорит Туминайте.
— Много положительных реакций. Но одна моя знакомая вышла со спектакля злая, стала спрашивать, почему играем на русском языке. А там его не было. Оказалось, что ей слышался русский, настолько сильная травма у человека.
В Беларуси Габриэле была несколько раз до 2020-го, приезжала на театральные фестивали.
— Была в Могилеве, там была какая-то советская атмосфера, — вспоминает она. — Но я всегда встречала каких-то интересных людей. Мне нравилось движение белорусского театра вперед. Казалось, еще чуть-чуть — Беларусь и Литва будут развиваться в одном направлении. А эти деды с красными лицами не дали нам строить мир так, как хотим. Все закончилось, люди вернулись в разрушенный мир. Думаю, что только мои дети снова увидят какие-то изменения.