Автоматические алгоритмы «Яндекс.Панорам» приняли за людей десятки скульптур и статуй на улицах Минска — и замазали им лица. Также пострадали афиши и знаменитые столичные мозаики. Devby.io показал, как теперь выглядят «безликие» минские памятники в российском сервисе.
Еще в 2011 году «Яндекс» начал замазывать на своих панорамных съемках лица людей — сначала это произошло на видах городов Турции: таким образом фото приводили в соответствие с местными законами. А примерно в марте 2020 года так же стали поступать и со снимками прохожих на белорусских улицах.
Размывание лиц и номеров автомобилей выполняют алгоритмы, предназначенные для выполнения таких задач. Если в каком-то случае они промахнулись и не замазали человека, можно указать на ошибку и добиться исправления. Но кое-где «бездушная железка» перестаралась, и в результате замыленными оказались десятки минских скульптур, мозаик и афиш.
Среди «пострадавших» — памятник Максиму Богдановичу вблизи улицы своего же имени.
Если переключить на более старый год съемки, то с лицом поэта все в порядке.
Неподалеку, на улице Архитектора Заборского, у бокового входа в Суворовское училище стоит скульптура «Маленький генерал». У нее лицо замылено и на съемке 2019-го, и на съемке 2014 года.
Еще чуть дальше, на Острове мужества и скорби, стоит скульптура плачущего ангела. Алгоритмы замазали ангелу не только лицо, но и левое крыло.
На проспекте Победителей замазали лицо скульптуре «Зіма. Каляды» напротив кинотеатра «Москва», в Троицком предместье — лицо Язэпа Дроздовича, а на улице Городской Вал — того самого городового, перед которым людям неоднократно приходилось извиняться за недостаточно уважительное обращение.
На площади Свободы пострадал Войт, а вот парная скульптура Винцента Дунина-Марцинкевича и Станислава Монюшко в кадр, к счастью, не попала.
Некоторым скульптурам замазали лица, но стоит сделать шаг вправо-влево или вперед-назад, как лица изваяний предстают в неискаженном виде. Это заметно на примере скульптуры «Прикуривающий» в Михайловском сквере и еще лучше — на примере бюста Героя Советского Союза Сергея Грицевца на улице Ленина.
На бульваре имени себя сидит печальный Владимир Мулявин, вот только лица его не разглядеть. Неподалеку, на площади имени себя, сидит столь же печальный Якуб Колас — и тоже без лица. А вот соседние изваяния Сымона-музыки и деда Талаша алгоритмы пощадили. В парке имени себя точно так же без лица остался Янка Купала.
Вокруг Оперного театра, помимо уже упомянутого Богдановича, расставлено немало скульптур — и почти все они пострадали от алгоритмов. Так, программа засекретила лицо пионера-героя Марата Казея и скульптуры «Муза оперы». Из трио балерин (скульптура «Балет») без лица остались две.
На фронтоне главного фасада театра Оперы и балета расположена скульптура «Аполлон и Славы» (вариант названия — «Аполлон, венчающий Менад»), на выступах по бокам — скульптуры муз разных видов искусства. Лица замазаны у Аполлона и у муз, но не у Менад. Впрочем, если сместиться вбок, то и Аполлон снова показывает свое истинное лицо.
Кстати, тут же, у Оперного театра, видно, что алгоритмы и с человеческими лицами справиться не в силах. Сразу несколько незамазанных лиц можно рассмотреть у позирующих на ступенях школьников (любопытно, что у парней все лица заретушированы — открытыми остались только лица девушек).
На площади Независимости Ленин, дающий напутствие большевикам перед отправкой на войну с белополяками, буквально потерял лицо. А на улице Комсомольской на здание КГБ смотрит не «железный» Феликс Дзержинский, а еще один безликий бюст.
На углу улиц Ленина и Карла Маркса стоит знаменитый «писательский» дом, украшенный десятком мемориальных табличек. Алгоритмы посчитали, что самым живым среди них является барельеф Петруся Бровки (литературный музей которого аккурат в этом здании и расположен) — и размыли его лицо. Ни Червяков, ни Дзержинский по бокам от Бровки, ни другие лица на остальных барельефах не пострадали.
Досталось и знаменитым мозаикам, и даже афишам. Например, у цирка пострадала афиша гастролей театра Вахтангова.
А вот знаменитые мозаики Александра Кищенко на высотках в микрорайоне Восток. Алгоритмы замазали лица на трех из них — причем все три раза это мать за спиной у мальчика. Портрет Гагарина и остальных персонажей, а также четвертую высотку (на углу с улицей Калиновского) нейросеть не тронула. Другие мозаики Кищенко («Октябрь» на Кальварийской и «Беларусь партизанская» на ресторане гостиницы «Турист») алгоритмам тоже не приглянулись.
Флеш-рояль собрал Национальный художественный музей на улице Ленина. Здесь алгоритмы подретушировали сразу пять объектов: изваяния «Скульптура» и «Живопись» по бокам от входа (авторства Сергея Адашкевича и Павла Белоусова, а также братьев Марка и Лейбы Роберманов), скульптуру «Слава» на портике (Андрей Бембель), а заодно репродукции иконы «Маці Божая Замілаванне» и картины «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (Иван Хруцкий) на рекламном баннере.
Из 12 персонажей на фронтоне и крыше главного фасада Дворца культуры профсоюзов программа заштриховала троих (и еще одного на заднем фасаде).
Программа замазала даже лица у первого в мире памятника программистам на Партизанском проспекте — скульптуры Леонида Зильбера «Труд» (другое название — «Наука») 1975 года. У парня в руках — осциллограф, у девушки — перфолента с программой. Наверняка более стабильной, чем та, что на панорамах замазывает лица людей и попутно захватывает скульптуры.
Читайте также на devby.io:
Разрабы бегают за рекрутерами. Как айтишники собесятся в Беларуси
«Мешало учебе». Как айтишники контролируют детей через гаджеты и сервисы
Российским ИТ-компаниям хотят сделать бессрочным нулевой налог на прибыль