1 января на экраны вышел российский художественный фильм «Чебурашка», за две недели ставший лидером кинопроката в России, да и в целом самой кассовой картиной в истории современного российского кино. Спустя больше двух недель после релиза билеты на него сложно достать и в Беларуси. Посмотрели этот фильм и рассказываем, что нас в нем смущает.
Почему мы вообще решили сделать этот текст?
Сперва о цифрах, которые впечатляют. Только за минувшие выходные «Чебурашка» собрал в прокате соседней страны 848 млн российских рублей (12,4 млн долларов). Практически столько же составляет бюджет этой картины. Общие кассовые сборы «Чебурашки» на момент публикации этого текста — чуть менее 61 млн долларов. Разумеется, во многом «вина» таких сборов лежит на западных санкциях против России из-за вторжения в Украину: голливудские компании отказываются прокатывать свои фильмы в стране-агрессоре.
История о маленьком пушистом зверьке с большими ушами — кошмарном сне сборщиков и продавцов апельсинов, которыми он наелся до отвала и из-за любви к которым попал в Россию — бьет все рекорды и в Беларуси. Прокат этот картины идет во всех крупных городах нашей страны и собирает аншлаги от Вилейки до Минска.
Несмотря на то, что фильм идет уже третью неделю, билеты на него в Беларуси активно раскупают до сих пор.
О чем фильм?
«Крестными отцами» Чебурашки считаются несколько человек. Первый — российский писатель Эдуард Успенский, придумавший этого персонажа (книга «Крокодил Гена и его друзья», 1966). Второй — уроженец Минска Леонид Шварцман. Именно он был художником мультфильма «Крокодил Гена», вышедшего в 1969-м, для которого придумал образ существа с большими ушами и глазами — эти произведения имели большой успех, после чего образ Чебурашки ушел в народ.
Прямого отношения к той истории новый фильм не имеет. Но отсылки к оригинальной книге и старым советским мультикам в картине есть. Современный Чебурашка также признает из еды только апельсины, из-за любви к которым попадает в Россию. Главных действующих лиц зовут так же, как и героев советской эпохи. Да и образ главной злодейки — старухи Шапокляк, которую минчанин Шварцман списал со своей тещи — рифмуется с главной отрицательной героиней фильма 2023 года. Ее зовут Римма (Елена Яковлева), она директор шоколадной фабрики. Как настоящая акула бизнеса. она мечтает поглотить главного конкурента — магазин Тани (Полина Максимова), матери мальчика Гриши и одновременно дочери садовника Гены (Сергей Гармаш), работающего в дендропарке. Именно к последнему попадает Чебурашка. Вдобавок внучка Риммы мечтает получить себе этого зверька — на этих событиях и завязан основной конфликт.
Есть в фильме и белорусский след: одним из сценаристов стал Виталий Шляппо, капитан сборной БГУ, дважды (1999 и 2001) становившейся чемпионом высшей лиги КВН. Впрочем, не будь его фамилии в титрах, о белорусском влиянии можно догадаться и без этого. Герой Гармаша называет Чебурашку белорусской ушастой овчаркой, другие действующие лица вспоминают драники, а еще в одном из эпизодов ушастый зверек от души чистит целую гору картошки.
А фильм вообще хороший?
«Чебурашка» успешен? В финансовом плане — однозначно. Почему? Потому что ему практически нет альтернатив, об этом мы писали выше.
Впрочем, есть у фильма и другие плюсы. В целом картина получилось доброй (есть нюансы, о которых расскажем ниже) и милой. Есть динамика и — иногда — смешные моменты. Фильм закончится хорошо (это не спойлер — какой еще финал может быть у картин, вышедших в прокат 1 января?). Он учит доброте и состраданию, ушастый герой буквально примиряет враждующих взрослых. А еще он достаточно смотрибельный. В конце концов, у режиссера Дмитрия Дьяченко есть опыт съемок успешных коммерческих картин: это «День радио» и «О чем говорят мужчины» (правда, они появились на рубеже нулевых и десятых), а еще более свежие — три части франшизы «Последний богатырь».
Что с «Чебурашкой» не так?
Первое, о чем мы хотим рассказать, происходит за кадром. Детские фильмы должны учить добру — но в реальной жизни главный актер делает ровно противоположное.
Идея «Чебурашки» родилась еще в 2020-м, съемки начались до войны, в сентябре 2021-го, в Сочи. Завершилась работа в июне 2022 года в Подмосковье. К тому времени Россия уже вторглась в Украину, но никто из актеров боевые действия не осудил. И это при том, что двое главных действующих лиц родились в Украине: Гармаш из Херсона, Яковлева — из Житомирской области. И даже наоборот: Гармаш решил «восстановить» работу театра в оккупированном родном городе, но покинул Херсон незадолго до освобождения ВСУ, перед этим вывезя всех родных.
Есть вопросы и к сценарию. Объяснив в финале поведение злобного «капиталиста», создатели «Чебурашки» не делают никаких выводов о ее внучке, буквально сошедшей с тормозов в желании получить заветную «игрушку». Ее поведение никак не осуждается и не объясняется (а следовало бы, раз уж фильм претендует на статус детского). Отдельные места в картине откровенно топорные. К примеру, с сыном Тани случается медицинское чудо, но родители реагируют так, словно он просто собрал новый конструктор. Да и в целом среди героев не хватает той самой «химии»: молодым Гене и его дочери (в картине есть сюжетная линия из прошлого) сопереживаешь больше, чем современным.
Есть проблема и в самом Чебурашке, который явно ушел на задний план. В отдельных сценах именно он становится двигателем сюжета, да и кульминация не обходится без него. Но он слабо взаимодействует с героями, во многих эпизодах персонаж существует как инородное тело. Основные проблемы, которые ставят создатели картины (и бизнес, и отношения детей и родителей), в целом можно решить и без него. Его появление как бонус — ушастый, но все же бонус.
Разумеется, есть вопрос, корректно ли вообще создавать развлекательное кино во время войны, когда Россия буквально в прямом эфире уничтожает вместе с людьми украинские города? Создатели фильма скажут, что начали съемки до 24 февраля, а потому было бы странно их останавливать.
Например, в Украине люди во время войны ходят в театр. Но это очень другое развлечение, другой контекст. В начале декабря 2022-го мы разговаривали с белорусом Вячеславом Чернухо-Воличем, который сейчас возглавляет оркестр Одесской оперы. Дирижер рассказал, что люди сейчас очень хотят быть в театре. Но спектакли проходят не так, как обычно: когда Россия выпускает очередные ракеты по городу, зрители вынуждены спускаться в убежище. Такая вот примета времени.
В «Чебурашке» примет времени нет. Совсем.