Популярная группа «Белорусские песняры» выступила в новогоднюю ночь по российскому телевидению — на эту ситуацию обратила внимание «Наша Ніва». Это событие — не последнее в яркой жизни коллектива за последние годы. «Белорусские песняры» успели осудить насилие и поддержать протесты в 2020-м, а их лидер стал невъездным в Украину еще до войны. Объясняем логику этих, казалось бы, взаимоисключающих событий, а также рассказываем, сколько всего сейчас существует «Песняров».
От осуждения насилия — до передач на российском ТВ
На концерте, показанном по российскому телевидению, «Белорусские песняры» исполнили песню «Беловежская пуща», не сделав никаких заявлений. Но важен контекст — как отметила «Наша Ніва», в зале сидели российские военные и военкоры. Зрителей поздравляли пропагандисты Дмитрий Киселев и Владимир Соловьев. А Евгений Петросян рассказывал анекдоты об украинцах и об отношении к россиянам за рубежом. Закончил же свое выступление юморист стихотворением: «Если ты поел, помылся, дома у тебя тепло, значит, русским ты родился — со страною повезло». Во время трансляции «Голубого огонька», который должен был создать «праздничную атмосферу», Россия в очередной раз атаковала иранскими дронами украинские города. У «Белорусских песняров» это не вызвало никакого протеста.
Новость звучит удивительно, ведь в октябре 2020-го лидеры «Белорусских песняров» Валерий Дайнеко, Олег Аверин и Игорь Пеня подписали открытое письмо деятелей белорусской культуры, в котором требовалось:
- провести повторные выборы президента в соответствии с международными стандартами, а также снять с должности действующий состав ЦИК с привлечением к ответственности, предусмотренной законом;
- прекратить запугивание и репрессии работников культуры со стороны силовых структур и других должностных лиц. Исключить институт «черных списков»;
- восстановить на рабочих местах всех работников культуры, уволенных за гражданскую позицию;
- освободить и реабилитировать всех политзаключенных, а также всех граждан, задержанных во время мирных митингов;
- пресечь незаконную деятельность сотрудников правоохранительных органов и проверить законность их действий. Привлечь к ответственности руководителей силовых структур, ответственных за насилие, насилие и угрозы, за вмешательство в частную жизнь граждан;
- незамедлительно начать открытый общественный диалог власти с представителями народа на тему проведения честных, прозрачных и справедливых выборов с последующей передачей президентских и властных полномочий законно избранному главе государства.
Позиция относительно событий 2020 года стала причиной раскола в коллективе. В мае 2021-го из «Белорусских песняров» ушел один из основателей Владислав Мисевич. Об этом он открыто говорил в интервью «Комсомольской правде»: «Музыканты зависят от всей этой политической кутерьмы. Я просил не лезть под пули. Жить надо сейчас — и мне, и коллективу. Но за моей спиной они [Аверин, Пеня и Дайнеко] подписали письмо и вошли в историю протестов».
Правда, параллелей между действиями белорусских и российских властей протестовавшие солисты «Белорусских песняров» тогда не проводили. В 2021-м Валерию Дайнеко запретили въезд в Украину на три года. Причиной стала работа членом жюри на фестивале «Дорога на Ялту», проходившем в оккупированном Россией Крыму в августе 2020 года. Добирался туда певец через территорию РФ, что является нарушением украинского законодательства.
Так «Белорусские песняры» попали в своеобразную ловушку. В Беларуси они не могут выступать из-за политической позиции. В Украине — сперва из-за нарушения законодательства, а теперь и из-за войны — после начала российской агрессии никакая концертная деятельность в Украине невозможна. Единственной площадкой для них остается Россия, где известный в прошлом коллектив не гнушается участвовать в пропагандистских акциях.
Сколько всего сейчас «Песняров»?
Начало работы «Белорусских песняров» — 1998 год. К тому времени легендарный советский ансамбль «Песняры», работавший под руководством Владимира Мулявина, переживал не лучшие времена. Пик популярности этого коллектива пришелся на семидесятые годы. Первую половину восьмидесятых они еще находились в элите советской эстрады. Но затем наступил спад, в девяностые сменившийся крутым пике.
Его основной причиной была очевидная невостребованность — в тот момент — труда коллектива: популярных современных произведений не появлялось, а запрос на ретро и ностальгию, благодаря которому можно было бы и дальше исполнять старые хиты, еще не наступил. Ситуацию усугубляли конфликты в коллективе, вызванные в том числе периодическими личными проблемами Мулявина, а также вмешательством в дела группы Светланы Пенкиной, третьей жены главного «песняра».
Пытаясь спасти коллектив, белорусские власти в 1998-м назначили его директором упомянутого Владислава Мисевича — солиста «Песняров» с момента создания группы (в 1992-м он ушел после конфликта с Мулявиным, но незадолго до своего назначения директором вернулся). Художественным руководителем ансамбля остался сам Владимир Георгиевич. Спустя некоторое время он решил вернуть власть в свои руки. Тогда и произошел раскол.
Вместе с Мисевичем из «Песняров» ушли практически все артисты ВИА: Валерий Дайнеко (солист в 1977—1992 годах, вернувшийся в ансамбль вместе с Мисевичем), Игорь Пеня (солист с 1980 года), Александр Катиков (с 1992-го), Олег Аверин (с 1993-го), Владимир Марусич (с 1993-го), звукорежиссер Александр Попроцкий (с 1990-го), а также только что пришедший гитарист Александр Соловьев. Выступать в Минске им не давали, поэтому они уехали в Москву, где создали группу «Белорусские песняры». Там они зарегистрировали новое название.
Мулявину пришлось набирать коллектив — белорусский государственный ансамбль «Песняры» — практически с нуля. Из «стариков» с лидером остались — да и то только на время — лишь Леонид Борткевич (солист золотого состава, вернувшийся из США), да композитор Олег Молчан, работавший с 1989-го.
Мулявин умер в 2003-м, после чего БГА «Песняры» продолжил работу. Никто из его современных солистов никогда не работал с основателем коллектива. Творческих связей с легендарной советской группой они не имеют — только юридические.
В данный момент наследниками советских «Песняров» могут считаться эти два коллектива — в последние десятилетия они существовали параллельно и не имели между собой юридических споров. Это выглядит справедливо: в «Белорусских песнярах» продолжают трудиться артисты, работавшие еще с Мулявиным, а государственный ансамбль просто продолжил работу после смерти лидера.
Также в разные годы существовало еще как минимум четыре группы, связанных с «Песнярами». Это:
- «Песняры» под управлением Леонида Борткевича. В 2019-м этот коллектив попал в скандал: в Одессе группа в один день выступила на концертах за двух разных кандидатов в народные депутаты. Тогдашний концертный директор государственных «Песняров» Святослав Чернухо заявил, что тот состав «играл и в Крыму в 2015-м, и на Донбассе». Борткевич умер в апреле 2021 года. После этого обновлений на сайте этого коллектива нет.
- «Песняры» под управлением Игоря Свечкина. Откололись от «Песняров» Борткевича в начале нулевых. Последнее упоминание о нем — 2019 год. Тогда на группу возбудили уголовное дело в России за незаконное использование бренда.
- «Лявоны-песняры» — его руководителем был ударник Александр Демешко, солист золотого состава группы. Коллектив просуществовал два года (2005−2006) и распался после смерти лидера.
- «Лявоны» — откололись от «Песняров» Борткевича в 2008-м. Никто из солистов в «Песнярах» не работал, но при этом коллектив исполнял их музыку. В 2017-м прекратили существование.
Вероятно, из их числа сейчас существуют только «Песняры» Свечкина. Но с юридической точки зрения их деятельность незаконна, так что свои концерты они явно не афишируют.
Существует и точка зрения, по которой ансамбля уже давно не существует. Как отмечал в одном из интервью уже упоминавшийся бывший музыкант коллектива Александр Катиков, «для меня „Песняры“ закончились в 1979-м — 1980-м. Тот рост, что начался после того, как в конце 1960-х было посажено зерно „Песняров“, через десятилетие закончился. Так, трансформации с музыкой происходили, все было отлично, на очень высоком, профессиональном уровне, но та идея, авторами которой были Мулявин, Мисевич, другие музыканты первого состава, уже воплотилась в жизнь, она свое сыграла».