«Надежда должна жить в каждом белорусе, потому что без нее никуда и никак». Художница из Беларуси — о жизни и творчестве в эмиграции
30 декабря 2023 в 1703958540
Салідарнасць
В Минске у художницы Нади Буки была своя студия, ее работы выставлялись в разных городах страны. Картины нарисованы не только красками. Большая часть из них - буцінанкі - вырезаны маникюрными ножницами из цветной бумаги. Сходу и не отличишь. Так появились «Сэрца беларуса» и «Невозможно молчать». Сейчас Надя за границей: она преподает рисование для детей и взрослых, иллюстрирует детские книжки и украшает национальной белорусской символикой елочные игрушки. Художница рассказала «Салідарнасці» о правилах выживания в Беларуси и эмиграции.
«До последнего ходила в розовых очках и говорила: "Ну вдруг не коснется"»
- Надя, еще в 2021-м вы смело говорили, что не собираетесь уезжать. Несмотря на весь кошмар, который творится в стране. Несмотря на то, что выходили на протесты, прятались от омоновцев. Как получилось, что вы уехали и уже год живете в Варшаве?
- Я сама по себе смелая до безрассудства. До последнего ходила в розовых очках и говорила: «Ну вдруг не коснется». Держалась, не боялась и планировала оставаться в Беларуси.
Уехала 18 ноября 2022-го. Меня вызвали в суд в качестве свидетеля, но я понимала, что, если пойду, то уже не вернусь.
За одну ночь я приняла решение уехать, с одним чемоданом. Хоть до последнего уезжать не хотела.
Я очень люблю Минск, люблю Беларусь. И сейчас продолжаю любить и болеть за свою страну, за людей, которые остались. Прошел год, но тяжело до сих пор, я каждый день продолжаю переживать, и каждый день меня тянет домой.
- Как ваша семья отреагировала на решение экстренно уехать из Беларуси?
- Я переезжала одна, на тот момент у мужа и сыновей не было виз. Я махала им из окна автобуса, не зная, когда увижу в следующий раз.
Не описать словами, как я скучала четыре месяца, находясь одна в Варшаве. Младший сын в Минске ходил ко мне на уроки рисования. И я продолжила заниматься с ним онлайн. Через несколько месяцев они переехали ко мне.
- Какой момент был самым сложным за год эмиграции?
- Их было так много… Больше сложных, нежели счастливых.
Самые сложные моменты - праздники. И не потому, что некому поздравить, а потому что ты одна, без родных и близких. У всех жизнь продолжается, вокруг покупают елки, нарезают оливье, поздравляют друг друга. А ты полноценно не можешь этому радоваться.
Рождество, Новый год - ты привык их праздновать по семейным традициям, с родными и близкими. Но ты один, в чужой стране, не видишь детей, не даришь им подарки.
Не поздравляешь старшего сына с 16-летием. В свой день рождения плачешь одна в закрытой комнате… Пережить это оказалось дико сложно.
- Были ли моменты, когда жалели, что уехали из Беларуси?
- Были разные мысли. Но я взрослый человек и понимаю, что уровень жизни в Польше гораздо выше, чем в Беларуси. Качество образования для детей, та же эстетика - как одеваются люди, как улыбаются, ведут себя - здесь сама атмосфера доброжелательнее.
Мне, как художнику, важно видеть вокруг красоту, в Европе ее несравнимо больше.
В последние годы в Беларуси у меня не было возможности выставляться, я же запрещенный художник. За год после переезда у меня состоялись две выставки в Италии, там уровень искусства и красоты вокруг еще выше.
- Это голос разума, а как справлялись с эмоциями, когда непонятно, что завтра, «где и как я буду»?
- Мне повезло. Еще в Минске ко мне пришел большой заказ на иллюстрации к детской книге. Сам заказчик жил в Варшаве.
Когда я соглашалась, и подумать не могла, что мне не нужно будет пересылать иллюстрации по почте. Еще не знала, как буду получать деньги, тогда у меня не было иностранной карты.
А уже через неделю покинула Беларусь и лично встретилась с заказчиком в Варшаве. Ее зовут Ольга, замечательный человек, в ее школе я сейчас работаю преподавателем рисования.
Этот заказ стал хорошей подушкой безопасности. Практически ни копейки не брала у семьи, четыре месяца жила на свои средства, рисуя иллюстрации к детской книге «Каток-пестунок». Она стала моим спасательным кругом.
Когда ты рисуешь - ты о многом забываешь, не зря существует арт-терапия.
Но были моменты, когда ничего не хотелось, даже рисовать, я плакала. Тогда заходила в кафе, заказывала бокал просекко, вкусную пиццу, рассматривала картины в галереях.
Изначально в Варшаве меня приютила подруга, во многом она спасала меня психологически. Психолога у меня не было до сей поры, я как-то справлялась и выплывала сама. И только сейчас решила обратиться за профессиональной поддержкой.
«У славян существует стереотип: "Не иди в художники - не сможешь себя прокормить"»
- Неужели рисование, даже крутой заказ, может покрыть аренду на варшавскую квартиру?
- Сейчас я живу не одна, муж тоже работает. Еще веду уроки рисования, очно и онлайн.
Почему-то у славян существует стереотип: «Не иди в художники - не прокормишь себя». Этот миф я развенчала своим же примером. Занимаясь любимым делом, я могу прокормить не только себя, но и свою семью. Быть художником - это тоже профессия.
- Но в Минске у вас была своя студия, ваши картины выставлялись во многих белорусских городах. В Варшаве все пришлось начинать с нуля.
- Да, был страх, что я не найду здесь себя, в том числе из-за языкового барьера. Пока все мои ученики - белорусы или украинцы. Но я учу и польский.
Мне повезло, за год у меня состоялись три выставки: в Варшаве и две - в Италии.
Безусловно, были моменты, когда я чувствовала себя без крыльев. Но больше это отражалось на творчестве. Как ни крути, своя земля вдохновляет сильнее. Если бы не крупный заказ с детской книжкой - у меня, скорее всего, случился бы творческий кризис.
Девушку с заклеенным ртом «Невозможно молчать», она отображала мое состояние - я нарисовала уже в Варшаве. Но в Польше рисовать сложнее.
- Почему? Здесь же развязаны руки, нет страха.
- Морально сложнее, это даже не про вдохновение, в которое я не верю. Главное захотеть и найти мотивацию - вот и все вдохновение. Может быть, здесь нет такой мотивации, как в Беларуси?.. В любом случае хотелось бы творить больше.
В Польше многое по-другому, другой взгляд на искусство. Своя страна диктует свои правила даже в изобразительном искусстве. Они привыкли к более жестким, гротескным картинам. Мое же творчество философское и более красивое, что ли.
- Когда случились выставки во Флоренции и Пизе, у вас как будто выросли крылья - во всяком случае, так казалось по вашим постам в фейсбуке.
- Итальянцы очень искренние, эмоции на поверхности, это умиляет. Я, наверное, сама немного итальянка (улыбается). Если мне грустно - это заметят все. Если весело - тоже. У итальянцев такое в крови. Было приятно, что им понравилось мое творчество, мои картины, искренность и стиль.
«Важно не терять традиции-привычки, которые были дома»
- Сложно было наладить быт в Варшаве, в совершенно чужом городе?
- Я сама по себе человек зачастую потерянный. «Заблудиться в трех соснах» - это про меня. Много раз не туда заезжала, не там выходила, опаздывала.
Постоянно терялась и в Беларуси, что уж говорить про Варшаву. Как купить билет, записаться к врачу? Сейчас уже есть натоптанные тропы, когда знаешь, что можно выйти из дома, сесть на 15-й трамвай, доехать до центра и прийти на работу. Спасибо гугл мэпс, хотя и по его картам я часто блуждаю.
Близкие знают, что меня лучше лишний раз провести или встретить. Я в этом плане человек-катастрофа.
- Что, на ваш взгляд, главное для девочки в вынужденной эмиграции?
- Очень важно, когда ты только переехал, не терять привычки, которые были в Минске. Тот же маникюр. Я привыкла, что делаю его в Минске раз в месяц, и здесь уже записалась к белоруске Саше, которая меня радушно приняла. Это нужно даже больше для общения. Кто-то любит бассейн или спортзал.
Важно не терять традиции-привычки, которые были дома и прививать их себе уже в новой стране. Тогда адаптация девочек проходит проще. Не забываем, что мы красивые и продолжаем вкладывать средства в свою красоту.
Чего уж - мы любим купить новые сережки, я уж и не помню, сколько купила их в Варшаве. Или нового плюшевого гуся-обнимашку. Важно радовать себя по мелочам.
У моей мамы есть классная фраза: «Я могу себе многое не позволить, но всегда разрешаю себе невозможное». Позволяйте себе то, что дома не решались. И тогда почувствуете себя более свободными.
- Именно это многих и тяготит. Интуитивно хочется, а разум пререкается: «Какого лешего? Тебе тут жить! Непонятно, что завтра - может, зубы нужно будет вставлять».
- Да, на зубы детям я уже отдала энную сумму денег, лучше без этого (улыбается). Но я как Скарлетт О'Хара - живу сегодняшним днем.
Жизнь заставила полностью переиначить мышление. Поэтому не жалею денег на лишние сережки. Это та привычка, которую я перевезла с собой (улыбается).
Мне кажется, если бы я оказалась на необитаемом острове - и там бы нашла себе новые сережки. Да сама бы их смастерила из ракушек!
- Многие вынужденно переехавшие белорусы хотят домой. Кто-то дает срок - два-три года, одна известная спортсменка сказала мне - «не в ближайшие 10 лет». Какие планы у вас?
- У меня планы на ближайшие два-три месяца. Готовлюсь к выставкам, надеюсь, в будущем году состоится еще одна моя выставка во Флоренции, а еще в Риме. Но говорю об этом осторожно.
А вот что я планирую однозначно - быть счастливой.
- Как достичь этого в нынешних обстоятельствах за пределами родины?
- Согласна, нет почвы под ногами. Родной. Но мне помогают люди, которые меня поддерживают. И стержень внутри. И моя вера в Бога, я хожу в костел.
И я тоже иногда задумываюсь: где же этот просвет? Для нашей страны, людей, которые остались в Беларуси и тоже пытаются жить счастливо.
Но в первую очередь, если вы не будете, как барон Мюнхгаузен, вытягивать себя за косичку вверх - никто за вас это не сделает. Нужно находить свои точки опоры. Для меня это вера, мое творчество, в последние месяцы - Италия. И надежда, как бы странно это ни звучало.
Надежда должна жить в каждом белорусе, потому что без нее никуда и никак. Даже моя выставка в Италии называлась «Надежда без страха». Поэтому с надеждой и без страха - и тогда у нас все получится.