Самой кровавой женщиной в истории называют племянницу монарха ВКЛ. Правда ли, что она купалась в крови девственниц и убивала сотнями?
10 сентября 2024 в 1725969300
«Зеркало»
Самой «результативной» женщиной-убийцей Книга рекордов Гиннеса называет Елизавету Батори. Во время расследования и суда над ней озвучивалось, что аристократка убила до 650 юных девушек, а позднее появилась информация, что их кровь она использовала в терапевтических целях. В Книге рекордов Гиннеса она упоминается как возможная убийца более 600 девственниц. Кем на самом деле была Елизавета Батори, как она связана с Беларусью, сколько девушек погибло в ее замке - и действительно ли графиня их убивала? Рассказываем.
Внимание, в этом тексте содержатся описания жестоких пыток. Не продолжайте его читать, если они могут быть для вас неприятны.
Кто такая Елизавета Батори и как она связана с Беларусью
Елизавета Батори (ее имя по-венгерски читается, скорее, как Эржебет - Erzsébet) родилась в 1560 году. Новорожденной девочке выпал счастливый билет - ее мать и отец происходили из двух ветвей могущественного венгерского рода Батори.
Дядю Елизаветы (брата ее матери, Анны Батори) трансильванского князя Стефана Батория в 1575-1576 годах шляхта Польши и ВКЛ выбрала королем польским и великим князем литовским. Под его правлением Речь Посполитая сумела освободить из-под 16-летней московской оккупации Полоцк и выиграть тяжелую Ливонскую войну.
А одной из прабабушек Елизаветы была Анна Радзивилл - представительница беларусского магнатского рода, дочь канцлера ВКЛ, виленского воеводы, трокского каштеляна и смоленского наместника Николая Радзивилла Старого. В 1496 году Анна вышла замуж за мазовецкого князя Конрада III Рыжего. Их дочь, София Мазовецкая, стала женой одного из представителей венгерского рода Баториев - и бабушкой Елизаветы-Эржебет. В числе более отдаленных предков Елизаветы Батори есть также великий князь литовский Ольгерд и его сын Владимир Ольгердович (князь киевский и, позднее, копыльский).
Детство Елизаветы Батори прошло в родовом замке Эчед в Венгрии. В XVI веке это был неспокойный регион, но в 1566 году король Венгрии (он же король Германии, Чехии и император Священной Римской империи) Максимилиан II Габсбург заключил временное перемирие с Османской империей, оспаривавшей власть над этими землями. Так что, вероятно, росла девочка в относительно мирной обстановке. В детстве Елизавета-Эржебет страдала от эпилептических припадков и судорог. Одним из методов средневекового лечения этих недугов было втирание в лицо крови здорового человека. Лечили ли таким образом юную аристократку - неизвестно. Но если так было, это могло повлиять на ее несформировавшуюся психику и отразиться на более позднем взрослом поведении.
Юная аристократка научилась читать и писать на венгерском, греческом и немецком языках, а также на латыни. В 1570 году 10-летнюю Елизавету официально помолвили с представителем другого могущественного и богатого венгерского рода, 15-летним графом Ференцем Надашди. Суженую после этого отправили в замок Шарвар на западе Венгрии, где она какое-то время жила со своей свекровью. К тому времени Эржебет описывали как пышнотелую, восхитительную красавицу с длинными волосами и изысканным цветом лица. Ходили слухи, что в 1574 году (то есть в возрасте 14 лет) Эржебет забеременела и родила внебрачную дочь, которую втайне вывезли из замка.
В 1575 году дворянка вышла замуж за Ференца. В качестве свадебного подарка от семьи мужа молодожены получили замок в Чахтицах в Карпатах, на территории нынешней Словакии (тогда входившей в состав Венгерского королевства).
Муж Эржебет обучался при императорском дворе в Вене и постоянно участвовал в военных походах против турок. Дома он бывал редко, и в его отсутствие жена оставалась полновластной хозяйкой мрачного замка. Лишь иногда она сопровождала супруга в поездках в Вену и Будапешт.
Ференц отличался суровым, вспыльчивым характером и жестоко наказывал слуг за малейшие ошибки. Такую же манеру руководства использовала и Елизавета - к этим мрачным страницам ее биографии мы вернемся чуть позже.
Более десяти лет чета хозяев замка в Чахтицах оставалась бездетной. Около 1585 года Елизавета родила Ференцу первую дочь, Анну. А затем еще двух дочерей (Орсолю и Каталин) и двух сыновей (Андраша и Пала). Правда, Орсоля и Андраш умерли еще в юном возрасте.
В 1601 году Ференц Надашди заболел, страдая от тяжелой боли в ногах, а в 1604 году умер. После этого Эржебет Батори взяла на себя управление обширными поместьями. И в этом же году удачно выдала старшую дочь замуж за графа Миклоша Зриньи, кузена графа Дьёрдя Турзо, палатина Венгрии (палатин - должность высшего сановника Венгерского королевства, королевского наместника).
После смерти мужа графиня Батори осталась значимой фигурой в венгерской политике. Так, в 1608 году правящим князем Трансильвании стал ее троюродный брат Габриэль (Габор) Батори, которому Эржебет оказывала финансовую поддержку.
Зачем, как, кого и сколько убила кровавая графиня: официальная версия расследования
Порядки семьи Ференца и Эржебет были очень жесткими для прислуги даже по меркам своего времени. Еще при жизни графа слуг за малейшие провинности били плетьми до крови, а затем еще могли отхлестать крапивой. Однажды графиня зашила рот девушке, которая, по ее мнению, много болтала. В другой раз Ференц, вернувшись домой, обнаружил во дворе провинившуюся обнаженную девушку, обмазанную медом, - вероятно, для привлечения внимания насекомых. Когда Эржебет заподозрила одну из служанок в краже денег, она заставила ее раздеться и клеймила ее кожу раскаленными монетами.
Возможно, в садистских наклонностях Эржебет поддерживал ее муж. Он мог научить ее некоторым пыткам, которые были обычным делом в военных походах против турок. Издеваться над прислугой ей помогали умственно отсталый слуга и три доверенные простолюдинки: служанка, прачка и бывшая кормилица детей графини. Одна из них, Анна Дарвулия, тоже научила графиню новым видам жестокостей.
Переход садистских наклонностей графини на новый уровень произошел около 1600 года. Привлекательной, властной и тщеславной женщине тогда стукнуло 40 лет.
Согласно преданиям, она не хотела смиряться с приближающейся старостью и была одержима идеей вечно оставаться молодой и красивой. Однажды в порыве гнева Эржебет ударила молодую служанку по лицу так сильно, что у нее пошла кровь из носа. Немного крови попало на кожу графини, и той показалось, что в этих местах кожа стала моложе и свежее. Согласно народной молве, именно тогда у нее возникла идея регулярно купаться в крови девственниц. Когда графиня хотела принять такую ванну, к ней якобы приводили девушку и держали над ванной вниз головой, перерезав горло. В этих же неподтвержденных документально преданиях рассказывается, что в конце концов Эржебет Батори разочаровалась в ваннах из крови девственниц-крестьянок и стала использовать для купания «голубую» кровь девушек благородного происхождения.
Впрочем, эта часть рассказов о кровавой графине - вероятно, домыслы и спекуляции, появившиеся только в следующем, XVIII веке. Их авторы, видимо, хотели хоть как-то объяснить происходившие в замке в Чахтицах злодеяния.
Тем не менее известно, что с 1600 года смертность среди жителей замка действительно заметно увеличилась. Доверенные слуги Эржебет ездили по окрестным весям и убеждали небогатых родителей за небольшую сумму денег отдать юных девушек в услужение могущественному роду Батори. Поначалу такое предложение действительно казалось привлекательным - у простолюдинок тех лет было не так много возможностей вырваться из тяжелого круговорота крестьянской жизни.
Впрочем, уже скоро родные девушек обнаружили, что те бесследно исчезают в замке в Чахтицах. Вместо безопасности и пропитания резиденция графини Батори давала им боль и мучительную смерть. В компании с доверенными слугами Эржебет связывала их и избивала до крови. Девушек прокалывали иглами, резали бритвами, прижигали интимные части их тела огнем свечей или раскаленной кочергой. Прямо в жилище Эржебет установили железную клетку, подвешенную к потолку. В ней было установлено несколько металлических обручей с шипами. Когда девушку помещали внутрь клетки, обручи сжимались, пронзая ее тело. И поднятая к потолку клетка превращалась в своеобразный кровавый душ. Мертвых девушек с синяками, порезами и ожогами втайне хоронили.
С 1604 года по окрестностям замка в Чахтицах стали ходить слухи о жестокости графини. Но пока ее жертвами оставались крестьянские девушки, власти пропускали эту информацию мимо ушей. В Венгрии того времени действовало крепостное право, и владельцы могли поступать со своей бесправной собственностью так, как им вздумается. Но в 1609 году Эржебет начала принимать в своем замке девушек благородного происхождения из небогатых дворянских семей - якобы для того, чтобы научить их светским манерам. Когда пропали и некоторые из них, Венгерское королевство уже не смогло игнорировать существование зловещего замка на своей территории.
Осенью 1610 года Эржебет выехала из замка по семейным делам. Она отвезла свою дочь Анну на лечебные грязи в Пьештяны, а затем отправилась в замок Шарвар, где жил с наставником ее маленький сын. Воспользовавшись отсутствием графини, священник деревни Чахтице Поникенус отважился официально сообщить властям о своих подозрениях. Он описал случай, когда девять девушек, умерших по «неизвестным и загадочным причинам», в его приходе похоронили за одну ночь.
В декабре 1610 года вернувшуюся в Чахтицы Эржебет по поручению короля Венгрии Матьяша II арестовал упоминавшийся выше палатин граф Дьёрдь Турзо. В замке «кровавой графини» он нашел одну убитую девушку и одну живую, предположительно, следующую жертву.
Судебный процесс над графиней Батори начался в январе 1611 года в замке Бытча. Из-за аристократического происхождения Эржебет он велся тайно, сама графиня на нем не присутствовала. Большинство жертв «кровавой графини» были бесправными крепостными, поэтому обвинение строилось на доказанных случаях гибели девушек благородного происхождения.
Первыми источниками информации об убийствах в Чахтицком замке стали сообщник и две сообщницы графини. Отметим, что в современном правовом государстве их показания суд, скорее всего, не учел бы - их добивались с помощью пыток. Приближенные слуга и служанки описали от 36 до 50 смертей девушек каждый.
Также для суда собрали показания более 300 других свидетелей и очевидцев - в том числе других слуг, посетителей замка и родственников погибших девушек. Один из них упоминал о 80 убитых девушках, другой - о 175, затем цифра увеличилась до 200. Наконец, одна из предполагаемых сообщниц Эржебет из числа ее служанок рассказала о 650 жертвах - якобы, такую цифру в личных записях графини видел один из ее придворных, Якоб Сильваши.
Некоторые свидетели рассказывали, что Эржебет сама орудовала пыточными инструментами и иногда откусывала кусочки плоти от тел девушек - но никто из них не упоминал о принимавшихся ею кровавых ваннах. Этот элемент ее мрачного образа появился через много лет после судебного процесса.
Суд признал виновными графиню и подельников. Одна из них, та самая Анна Дарвулия, еще до начала суда ослепла от пыток и умерла. Остальных соучастников расправ казнили, причем женщинам сначала раскаленными щипцами оторвали пальцы рук, а затем сожгли на костре как ведьм.
Саму же графиню по приговору суда замуровали в небольшой комнате в башне замка Чахтицы. В стене оставили небольшие щели для доступа воздуха и передачи воды с пищей. В августе 1614 года, после трех с половиной лет такого заключения, Эржебет умерла. До самой смерти она писала королю письма с просьбой об оправдании.
Чудовище или жертва клеветы?
С тем, что Эржебет Батори действительно убила в своем замке десятки или даже сотни девушек, согласны не все. И этот скептицизм появился не на пустом месте.
Графиня Батори, в отличие от своих слуг - предполагаемых подельников, - так и не признала вины. Возможно, как раз потому, что аристократку не подвергали пыткам. Да и весь суд над Батори с точки зрения современного наблюдателя выглядел достаточно странно. На нем в качестве обвиняемых присутствовали лишь сообщники главной преступницы. А самой графине, несмотря на ее многочисленные просьбы, так и не удалось убедить Турзо дать ей возможность отвечать перед судом на обвинения.
Показания сотен свидетелей на суде часто были непоследовательными и противоречили друг другу. Так, Якоб Сильваши, который, по словам служанки графини, якобы видел запись о 650 ее жертвах, сам в своих показаниях никогда об этом не упоминал. Многие свидетели из числа крепостных крестьян рассказывали лишь о том, что они слышали о злодеяниях Эржебет - но не видели их сами.
В связи с этим часть исследователей считает, что число жертв «кровавой графини» как минимум сильно завышено. А некоторые идут дальше и заявляют, что действительно жесткая и властная аристократка вообще не совершала ничего похожего на приписанные ей преступления. А лишь стала жертвой умышленного оговора.
Причины для расправы над овдовевшей графиней у властей Венгрии действительно были. Князь Трансильвании Габор Батори, которого поддерживала Эржебет, враждовал с королем Матьяшем II из династии Габсбургов (этот монарх одновременно был эрцгерцогом Австрии и позднее стал императором Священной Римской империи под именем Матвей). Вдобавок королевская казна имела огромный долг перед семьей Эржебет, который можно было удобно списать с помощью суда. Некоторые исследователи находят удобные религиозные мотивы для оговора графини-кальвинистки у лютеранского священника Поникенуса.
Ассоциированный профессор Кембриджского университета Аннушка Бейли разработала, пожалуй, самую радикальную теорию переоценки деятельности «кровавой графини». Она считает, что Эржебет Батори на самом деле стала просто главной мишенью для охоты на ведьм в XVII веке. По мнению Бейли, «кровавая графиня» была религиозной бунтаркой, книгопечатницей, контрабандистской - а также радикальной (для своего времени) феминисткой. Которая использовала свое огромное богатство, влияние и замок для обучение огромного числа молодых женщин и девочек.
Бейли утверждает, что все предполагаемые жертвы Батори происходили из семей местных обедневших дворян. На самом деле, как убеждена исследовательница, графиня организовала для них школу, чтобы научить их читать. И замок стал для них убежищем. Бейли обращает внимание на то, что во время расследования на территории замка было обнаружено лишь одно тело - что как будто бы никак не вяжется с десятками и сотнями убитых там жертв. Впрочем, среди свидетелей были и такие, которые рассказывали о многочисленных гробах, покидавших замок. Но эти свидетельства Бейли тоже оборачивает в свою пользу - по ее мнению, в гробах могли тайно вывозить из замка живых девушек для того, чтобы они представляли деловые интересы графини в других регионах Европы.
Вдобавок Бейли обнаружила в другом замке, принадлежавшем Эржебет, редкий для тех времен печатный станок. И обратила внимание на огромную сумму, эквивалентную современным 26 млн фунтов стерлингов (около 107 млн рублей), которую Батори потратила на покупку одежды в Венеции. Бейли считает это признаком того, что графиня Батори вела некий крупный бизнес - например, была первой самостоятельной женщиной-издателем в истории. Из-за ее стремительно растущего влияния власти якобы и решили с ней разобраться. А для крестьян еще до ареста графини будто бы начали распускать слухи о чудовищной аристократке, которая крадет их дочерей и пьет их кровь.
Подобных теорий о жизни «кровавой графини» и суде над ней создано немало. Некоторые из них обладают отчетливым конспирологическим привкусом. Чтобы действительно доказать невиновность Эржебет Батори, недостаточно придумать теорию о вывозимых из замка в гробах живых девушках. Для начала следовало бы разобраться с сотнями свидетельских показаний и вещественными доказательствами, найденными в замке.
Бесспорно, что страшная легенда о женском варианте графа Дракулы, потреблявшей девичью кровь для получения вечной молодости, сформировалась вокруг имени Эржебет Батори почти через век после ее смерти. Скорее всего, преувеличением стала и цифра в более чем 600 ее жертв.
Но это не значит, что графиня вообще не могла убивать людей. По многим свидетельствам, она была агрессивной женщиной, вполне соответствовавшей своему жестокому времени. В современных публикациях об Эржебет Батори часто указывают, что спустя 400 лет после расследования просто невозможно найти какие-либо доказательства, подтверждающие виновность либо полную невиновность графини. Судя по всему, достоверно уже никто никогда не узнает, была ли венгерская аристократка самой кровавой женщиной-убийцей в мире или просто несчастной жертвой эпохи патриархата.