После 2020-го фестиваль «Лістапад» передали «Беларусьфильму». Рассказываем, во что превратился некогда влиятельный форум
17 ноября 2023 в 1700235000
Тарас Тарналицкий, «Зеркало»
Поздняя осень - время пробуждения белорусских кинофестивалей. Нынешний ноябрь не стал исключением, и почти одновременно начались кинособытия за рубежом: «1084. На мяжы» в Украине (ожидаются показы онлайн для Беларуси), «Паўночнае ззянне» в Литве и Эстонии (показы для белорусов также онлайн), «Бульбамуві» в Польше. В самой же Беларуси сегодня начинается свой отдельный праздник кино - кинофестиваль «Лістапад», который до 2020-го считался центральным кинособытием страны. Но после того, как в 2021-м Минкульт забрал право на его организацию и проведение у частного центра «АртКорпорейшн» и передал нацстудии «Беларусьфильм», фестиваль существенно изменился как ценностно, так и сущностно. Киножурналист Тарас Тарналицкий рассказывает, что через три года руководства «Беларусьфильмом» стало с главным кинофестивалем Беларуси.
Одномоментная деградация
На протяжении всех 2010-х годов «Лістапад» оставался влиятельным культурным событием восточноевропейского региона, которое специализировалось на кинематографе стран постсоветского и коммунистического пространства. Он без всяких скидок считался настоящим мостом между белорусским культурным пространством и глобальным миром кино.
На кинофорум в Минск приезжали всемирно известные кинематографисты, например французская актриса и режиссер Аньес Варда или сербский режиссер Эмир Кустурица, а в кинотеатрах шли ленты, которые недавно участвовали в конкурсах фестивалей А-класса: «Берлинале», Венецианской мостре, Каннском. «Лістапад» был в обойме Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), на нем работало жюри FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы).
2020 год стал переломным не только для страны, но и для «Лістапада». Фестиваль в тот год был фактически отменен за сутки до проведения, а в следующем году государство поставило руководить фестивалем киностудию «Беларусьфильм».
Новая дирекция существенно изменила приоритеты фестиваля. Он потерял международный статус из-за отмены аккредитации в FIAPF и начал фокусироваться исключительно на фильмах из еще дружественных белорусским официальным властям стран: России и других государств СНГ, Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Из репертуара пропало независимое белорусское кино, Национальный конкурс был полностью отменен. Последний заменил контент производства «Беларусьфильма», а в международную программу начали отбирать только ленты с консервативным содержанием: фильмы о духовности и вере, традиционных семейных ценностях.
Фокус с цифрами
Такой защитно-идеологизированной стратегии «Лістапад» придерживается и в этом году. Несмотря на громкие заявления о получении 2087 заявок от кинематографистов из 107 стран, всего этого международного разнообразия в нынешней программе не увидеть.
Основную программу занимают ленты из России и Беларуси, Казахстана и Китая, Пакистана, Туркменистана, Ирана, Сирии и так далее. Всего удалось насчитать фильмы из 17 стран, из которых есть по одному фильму из Намибии, Кореи и США.
Большое количество полученных заявок также стоит воспринимать скептически, потому что, как можно предположить, львиная их доля была получена через специализированные онлайн-сервисы по отправке фильмов на кинофестивали, вроде FilmFreeWay или Festhome (с их помощью все зарегистрированные пользователи могут массово присылать на фестивали собственный контент). Даже совершенно неизвестные форумы могут получить сотни или тысячи заявок от многочисленных пользователей, жаждущих внимания и успеха.
К тому же возникает справедливый вопрос - отсматривает ли дирекция фестиваля весь присланный им контент. Дело в том, что сбор заявок в этом году начался 15 сентября, закончился 10 октября, а сформированная программа была опубликована 13 ноября. Трудно себе представить, насколько большой и работоспособной должна быть команда «Лістапада», чтобы за 34 дня просмотреть такой массив контента и сформировать программу показов.
Но, как объясняют анонимные источники из числа организаторского состава «Лістапада», процесс формирования программы происходит иным образом. Сеть показов собирается через общение с посольствами «дружеских» стран-партнеров, которые присылают списки фильмов от собственных министерств культуры (это косвенно подтверждали и организаторы «Лістапада»). А оставшиеся дыры «затыкают» уже тем контентом, который попадает через онлайн-сервисы.
Ощутимую идеологизированность «Лістапада» подчеркивает и список приглашенных гостей. Среди них можно встретить бывшего шоумена, а ныне продюсера студии «Военфильм» Игоря Угольникова, депутата российской Госдумы и актера Дмитрия Певцова, православного протоиерея Федора Повного, которого считают духовником Александра Лукашенко. Все эти люди открыто поддержали войну в Украине и пропагандируют идеи так называемого «русского мира».
Также во время фестиваля запланировано подписание договоров о сотрудничестве с упомянутым продюсером Угольниковым (он в 2010 году выпустил в сотрудничестве с «Беларусьфильмом» боевик «Брестская крепость»), студией «Татаркино» из Татарстана и китайской студией Sichuan Blue Eyes Film and Television Culture Media Со.
Последний факт подается в государственной прессе как большое достижение и начало плодотворного сотрудничества белорусских и китайских кинематографистов. Но фактически шесть лет назад, в 2018-м, бывший руководитель студии Владимир Карачевский обещал то же самое - и что кино совместное снимут, и что рабочие кадры из Беларуси получат китайский опыт. Но ничего из упомянутого так и не сбылось. Посмотрим, получится ли у нового главы нацстудии Юрия Алексея подтвердить слова реальными делами.
Будущее - в прошлом
Еще одной визиткой обновленного «Лістапада» можно считать отсутствие громких имен авторов в программе. По большому счету, киноманам и даже киноведам с большим опытом большинство фамилий режиссеров вряд ли многое скажет. Безусловно, в программе есть представители авторского кинематографа, например Борис Хлебников - создатель нашумевшей российской мелодрамы «Аритмия». Но это скорее исключение из общего правила.
Белорусского кино тоже немного. А то, что есть, - исключительно «беларусьфильмовское». В прошлом году бывший глава нацстудии Владимир Карачевский обещал плодотворно работать с молодежью и отправить их работы на «Лістапад», ради чего даже был организован конкурс кинопроектов. Но за новое поколение кинематографистов снова, как и в прошлом году, отдувается один Кирилл Халецкий - выпускник Академии искусств, снявший на студии свой дебютный полнометражный фильм. Это производственная комедия «Киношники» - собственно, о том, как молодые люди снимают кино на «Беларусьфильме».
Если разбирать содержание лент из конкурсных программ, то обнаружится, что большинство из них рассказывает об отношениях в семьях, любви, родительских обязанностях, понимании религии, веры и духовности, войне в общем смысле. Лент о войне в Украине, политическом кризисе в Беларуси и других актуальных темах в программе фестиваля не найти.
Если наложить на это внеконкурсное представление советской киноклассики (драмеди «Мимино», комедий «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Берегись автомобиля», комедийной сатиры «Кин-Дза-Дза»), начинает другими смыслами играть нынешний слоган фестиваля - «Создаем будущее». Видно, что организаторы явно избегают любой опасной рефлексии на действительность, сложности современного мира, предлагая погружение в уютное и узнаваемое советское прошлое.
Читайте также