«Фюрер дарит евреям город». Рассказываем о жутком эпизоде из истории нацистской пропаганды, очень напоминающем Беларусь
7 июля 2023 в 1688752980
«Зеркало»
Некоторые приемы, которые используют сотрудники государственных СМИ, чтобы обелить репрессии в отношении оппонентов властей, выглядят циничными. 6 июля 2023 года гостелеканал «Беларусь 1» показал в эфире сюжет, с помощью которого пытался доказать, что политзаключенных в нашей стране нет (об этом, в частности, говорили сами заключенные, которых сняли для сюжета), а в колониях для осужденных созданы едва ли не райские условиях. Методы, которыми воспользовались пропагандисты на этот раз, выглядят как прямая отсылка к истории с образцово-показательным концлагерем Терезиенштадт, который нацисты использовали точно в таких же целях в годы Второй мировой войны. Рассказываем, как они пытались убедить мировое сообщество в том, что заключенные их концлагерей - это не заключенные, а сами лагеря - идиллическое место, удобное для проживания.
Как российская пропагандистка рассказала белорусам о том, что в Беларуси нет политзаключенных
Прежде чем начать рассказ об изобретенном нацистами методе «превращения» концлагеря в «подаренный заключенным город», вкратце напомним, что именно показали в своем сюжете сотрудники «Беларусь 1». Чтобы придать видео убедительности, пропагандистка Екатерина Тихомирова в шкловской ИК-17 общалась с самими заключенными, которым в ответ на ее вопросы пришлось заявлять, что они не политзаключенные. Отметим, что странно бы было ожидать иного от людей, которые находятся в руках администрации колонии и могут столкнуться с давлением, если не сделают все, что от них хотят.
Одним из этих политзаключенных был бывший сотрудник БТ Дмитрий Лукша, которого в декабре 2022 года лишили свободы на четыре года за то, что он делал сюжеты о ситуации в Беларуси для казахстанского телеканала «Хабар 24». При этом в колонию суд отправил и жену Дмитрия, Полину Половинко (на 2,5 года).
Также политзаключенные показывали «гостье» свежеотремонтированные уголки колонии, в которой при неясных обстоятельствах погиб политзаключенный Витольд Ашурок. По свидетельствам очевидцев, Ашурок в период заключения неоднократно подвергался физическому насилию со стороны сотрудников колонии (как и другие политзаключенные). Но на снятом «Беларусь 1» видео, разумеется, никто об этом не рассказывает.
Интересно, что авторка сюжета Екатерина Тихомирова переехала в Минск из российского Калининграда, где работала на радиостанции «Русский край», связанной с Русской православной церковью. На государственном белорусском телевидении она начала работать осенью 2020 года - после того, как «Беларусь 1» в знак протеста покинули многие сотрудники. Сама себя Тихомирова считает «тем самым российским десантом пропагандистов», которым заменили белорусских сотрудников.
Хотя на БТ утверждают, что Тихомирова «допытывала осужденных в ИК-17» своими «красотой, острым умом и харизмой», на самом деле для давления на заключенных могут использоваться насильственные методы. Мы уже объясняли, почему рассказам людей, лишенных свободы, далеко не всегда можно доверять.
А сегодня остановимся на эпизоде из истории нацистской Германии, который очень во многом похож на видео, снятое командой Екатерины Тихомировой.
Образцово-показательный концлагерь
В 1938-1939 годах нацистская Германия в два приема оккупировала западную половину Чехословакии - современную Чехию. Часть ее (Судетская область) непосредственно вошла в состав Третьего рейха, а из того, что осталось, немцы создали полуавтономный Протекторат Богемии и Моравии. В северной части этого региона находится старинный город-крепость Терезиенштадт (сейчас - чешский город Терезин в Устецком крае). До конца лета 1941 года его как военную базу использовал вермахт.
В рамках «окончательного решения еврейского вопроса» нацистский режим планировал депортировать немецких, австрийских и чешских евреев в концлагеря на востоке (в том числе в Лодзь, Ригу, Каунас и Минск). В начале октября 1941 года «архитектор холокоста» Адольф Эйхман и исполняющий обязанности рейхспротектора Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих договорились использовать Терезиенштадт в качестве «сборного пункта» для евреев из близлежащих регионов перед их дальнейшей депортацией на восток. В ноябре 1941 года туда прибыла первая тысяча евреев.
Но Терезиенштадту не суждено было стать обычным «транзитным» лагерем. В январе 1942 года Гейдрих (который одновременно был и начальником Главного управления имперской безопасности, РСХА) решил превратить часть города в особый лагерь для пожилых (старше 65 лет) евреев. Также туда было решено отправлять евреев, имевших военные заслуги перед немецким государством, - людей, ставших инвалидами из-за полученных в ходе боевых действий ранений, и ветеранов, награжденных высокими военными наградами (например, во время Первой мировой).
Позднее к этой «привилегированной» категории узников Терезиенштадта добавились выдающиеся еврейские художники, музыканты и другие деятели культуры, чье бесследное исчезновение могло вызвать широкий общественный или даже международный резонанс. Сначала вымысел о еврейской «тихой гавани» предназначался в первую очередь для внутреннего потребления: это был ответ для граждан рейха, которые задавались вопросом, как пожилые люди и ветераны войны с инвалидностями могли продуктивно работать в лагерях на востоке (по официальной версии, евреев туда отправляли именно для работы, а не для уничтожения).
Таким образом, обнесенный крепостными стенами городок стал лагерем двойного назначения. Часть попавших в него евреев отправлялась затем в лагеря смерти в Восточной Европе. И одновременно здесь находилась своеобразная «колония-поселение» для пожилых евреев, инвалидов и ветеранов войн с высокими наградами. В нацистской пропаганде Терезиенштадт цинично описывался как «курорт», в который пожилые немецкие евреи отправляются «на пенсию».
Миф о концлагере-«курорте» так понравился нацистам, что позднее его начали использовать и на международной арене. В частности, в октябре 1942 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер рассказывал о Терезиенштадте лидеру фашистской Италии Бенито Муссолини. Ему он описал концлагерь как гетто, в котором пожилые люди получают пенсии и пособия и мирно доживают свои жизни по собственному разумению. На самом же деле условия жизни в лагере были неблагоприятными и способствовали росту смертности среди его жителей.
«Еврейский город» под контролем нацистов
Терезиенштадт действительно был довольно необычным концлагерем. В нем существовало местное еврейское самоуправление в виде Совета старейшин - который, впрочем, обязан был выполнять все распоряжения немецких властей. Одновременно Совет организовывал работу коммунальных служб, занимался охраной правопорядка, контролировал религиозные, почтовые и даже судебную службы. «Жители» Терезиенштадта могли работать в местных ремесленных мастерских, на кухнях, а также в расположенных неподалеку шахтах.
Кроме того, Совет старейшин организовывал образовательные и культурные мероприятия, религиозные праздники. Эсэсовцы, которые контролировали лагерь, мало интересовались тем, чем занимались жители лагеря-гетто в свободное время, если только это не было связано с «деструктивной деятельностью» или саботажем. Поэтому Совет имел значительную автономию в организации подобных мероприятий.
С учетом всего этого, а также того, что вместо обязательных для узников лагерей тюремных роб заключенные Терезиенштадта носили обычную гражданскую одежду, внешне городок действительно больше напоминал гетто, чем концлагерь. Но автономия Совета имела и обратную сторону. Например, он обязан был заниматься распределением ограниченного количества еды, которая поставлялась в городок. А это значило, что его члены должны были решать вопросы вроде «дать ли немножко больше пищи тем, кто занимается тяжелым физическим трудом, - и при этом оставить голодными пожилых людей и инвалидов». Особый цинизм заключался в том, что немцы поручили Совету отбирать людей для депортации на восток - то есть фактически решать, кто выживет, а кто умрет.
Еврейские лидеры Терезиенштадта действовали исходя из предположения, что высокая производительность труда и послушание немцам действительно помогут превратить лагерь в «образцовый еврейский город», что позволит выжить большинству его жителей. Какое-то время руководство СС подыгрывало им. Чтобы поддерживать иллюзию «почти нормальной» жизни, в городке позволялось заключать договоры о покупке жилья, а пожилых заключенных побуждали заключать договоры страхования жизни. В августе 1942 года немцы разрешили создать Банк еврейского самоуправления, который даже выпускал банкноты с изображением пророка Моисея. В качестве поблажки заключенные имели право на почтовую переписку и получение продуктовых посылок.
Параллельно в лагерь продолжали приходить эшелоны с новыми заключенными - а на восток из него отправлялись другие, с людьми, обреченными на смерть. За 1942 год сюда прибыл 101 761 заключенный, но численность населения городка на пике в сентябре достигала лишь 58 тысяч человек. Остальные либо были отправлены в лагеря смерти, либо умерли в самом Терезиенштадте (в том же сентябре здесь была зафиксирована 3941 смерть). Известно, что из 42 тысяч евреев, отправленных в 1942 году из лагеря-гетто на восток, выжило 356 человек.
При этом заключенные Терезиенштадта до какого-то момента вообще не знали о том, что отправленные из лагеря на восток заключенные обречены на смерть. Но в августе 1943 года в городок попали 1260 еврейских детей из Белостокского гетто. Они отказались от дезинфекции, опасаясь, что душевые являются газовыми камерами. Этот случай стал для заключенных ключом к пониманию того, что происходит с евреями за пределами их лагеря. Самих белостокских детей после полуторамесячного пребывания в Терезиенштадте вновь отправили на восток, в Освенцим - никто из них не выжил.
«Потемкинская деревня» для Красного Креста
Кроме евреев из Германии, Австрии и Чехии, попадали в Терезиенштадт и другие заключенные. В октябре 1943 года нацисты сумели вывезти сюда 456 евреев из оккупированной Дании - тех, кто не успел сбежать в нейтральную Швецию. Позднее здесь оказалось еще 20 датских евреев. Упорство датского правительства, которое продолжало ограниченно действовать и под немецкой оккупацией, позволило высылать этим людям продовольственную помощь, а также отправить в лагерь делегацию Красного Креста.
Нацисты решили извлечь из визита этой организации максимально возможную пользу, чтобы опровергнуть «слухи» о физическом уничтожении евреев и бесчеловечных условиях в своих концлагерях. Была подготовлена тщательно продуманная мистификация. В концлагере были посажены сады, подкрашены постройки, отремонтированы бараки - разумеется, все это «благоустройство» делалось силами самих заключенных. В Терезиенштадте появились кафе и даже специальный музыкальный павильон.
Для развлечения высокопоставленных гостей была подготовлена культурная программа. Непосредственно перед самим визитом из перенаселенного Терезиенштадта 7,5 тысячи человек вывезли в Освенцим - причем вывозили в первую очередь пожилых, больных людей и инвалидов, которые могли своим видом испортить картинку «идеального еврейского поселения».
23 июня 1944 года лагерь посетили два представителя Международного Красного Креста и один - Датского. Они ходили по Терезиенштадту в сопровождении эсэсовского коменданта и одного из его заместителей. Концлагерь выглядел как образцовый поселок. Перед гостями был инсценирован «случайно произошедший» судебный процесс над заключенным, совершившим кражу. На лагерной площади узники сыграли футбольный матч. А заключенные-дети представили гостям постановку «Брундибара» - детской оперы чешско-еврейского композитора Ганса Краса.
И представители Красного Креста «купились». Единственным «проколом» нацистов, который они заметили, стал синяк под глазом «еврейского» мэра городка. После визита созданные для него декорации пригодились еще раз: немецкий режиссер Курт Герон снял о концлагере пропагандистский фильм под названием «Фюрер дарит евреям город». В одной из его сцен хорошо одетые заключенные в помещении, напоминающем театр, с видимым удовольствием слушают выступление еврейского симфонического оркестра. После съемок фильма большинство снявшихся в нем «актеров» было депортировано в лагерь смерти в Освенциме.
После визита Красного Креста порядки в Терезиенштадте снова ужесточились. В Освенцим были отправлены два из трех руководителей Совета старейшин (обоих там расстреляли). В 1945 году эсэсовцы решили использовать выживших узников лагеря в качестве козыря на переговорах с союзниками по Антигитлеровской коалиции. В качестве «жеста доброй воли» в феврале было освобождено 1200 человек - в обмен на пять миллионов швейцарских франков, которые еврейские организации разместили на специальном депозите в Швейцарии. А в ночь с 14 на 15 апреля Терезиенштадт на грузовиках покинули 423 датских еврея - их сумели вывезти на родину.
В самом конце войны Терезиенштадт превратился в обычный концлагерь, куда попало около 15 тысяч узников других лагерей - таких как Бухенвальд и Гросс-Розен. 2 мая 1945 года Международный Красный Крест взял на себя управление объектом, а 9 мая территорию, где находился лагерь, заняли советские войска. На тот момент в Терезиенштадте оставалось около 30 тысяч человек.